Я как-то привык считать Ейск главным курортом на Азове. По крайней мере, на российской стороне. Его роль тут мне представлялась примерно как у Сочи на Черноморском побережье или как у Ялты в Крыму. Ну разве что побюджетнее. Многие знакомые часто проводили отпуска в Ейске и отзывались о нём достаточно тепло. Но когда я своими глазами увидел здешние пляжи и променады, мне захотелось закрыть лицо рукой и воскликнуть: «какой позор!». В России, где народ любит полежать на пляже, не так много тёплых морских побережий. Особенно в ситуации, когда курс рубля скачет, а со всякими Турциями отношения нестабильны, нужно особенно ценить и беречь каждый метр, который можно использовать для рекреации. Но увы. В Ейске есть старый город, довольно приятный и ухоженный, и совершенно несовременная и унылая курортная зона. Сегодня о ней.
1. Здесь присутствует больно явное разграничение: почти всё, что связано с отдыхом на море и приёмом отпускников, тут вызывает грусть. Город же «для местных», в стороне от пляжей, очень даже ничего. Они здесь словно живут отдельно друг от друга. Административный и торговый центр расположен довольно далеко от побережья и логистически связан с ним очень слабо. О неморском Ейске расскажу в другой раз, сегодня же - о том, что ждёт гостей курорта.
2. Да, конечно, моё негативное восприятие Ейска связано с хмурой осенней погодой, которая нас тут настигла. Если всего несколько дней назад в Черкесске было тепло и солнечно, то тут уже осень нас не баловала. С другой стороны, погода не помешала оценить то, что город Ейск (та его часть, что не примыкает к берегу и не связана с курортом) очень даже ничего. По-кубански ухоженный, живой южный городок вполне понравился.
3. Тут следует отметить, что Ейск - город очень даже немаленький. Выглядит так, словно численность населения тут заметно выше номинальной. За счёт частной застройки, видимо. И вот этот большой город вполне живёт, бурлит и цветёт. Если забыть, что где-то на окраине есть море, то вообще всё хорошо. Но в сознании неместного обывателя Ейск-то как раз морем славен, а не военным училищем или станкостроительным заводом. Но прибрежная часть здесь совершенно не соответствует представлениям о курорте.
4. Осмотр начнём с главного парка Ейска - им. Поддубного. Как-то так негласно повелось, что у отдыхающих на море это второе место в городе после пляжа, где они проводят время, хотя от берега тут довольно далеко.
5. Парк носит имя легендарного атлета неслучайно. Последние годы жизни он провёл в Ейске, причём выдались они не сахар. Во время войны город оккупировали немцы. Знаменитому спортсмену предложили переехать в Германию и стать там тренером, но он отказался. Неизвестно, как он после такого вообще выжил, видимо благодаря своей славе. Но всю войну он провёл тут. В послевоенные годы он проживал в нищете, в ней же и умер в 1949-м. Похоронили его в этом парке. Могила его сегодня имеет вид монументальный:
6. Парк большой и в целом симпатичный, но к сожалению здесь присутствует главный бич российских курортных городов - предельная перенасыщенность всевозможной торгово-развлекательной инфраструктурой, нацеленной на выкачивание денег из туристов.
7. Желающих заработать много, конкуренция высокая. Придумывают всё что можно, делают всё дёшево и посредственно. В итоге в довольно большом парке ткнуться некуда, чтобы не найти очередной ларёк с какой-нибудь ерундой.
8. Около памятника Петру и Февронии мирно дремлет стая бродячих собак рядом с трупом загрызенной, видимо, ими же кошки.
9. У противоположного выхода из парка - ещё один памятник Поддубному:
10. От парка мы направились на главную набережную Ейска. Казалось бы, от ориентированного на отдыхающих парка до приморского променада должно вести что-то типа бульвара или красивой пешеходной зоны. Но не тут-то было! Идти пришлось по обычной частной южной улице вдоль чьих-то заборов и ворот, под аккомпанемент собачьего лая и косые взгляды местных подростков.
11. Ладно, не беда. К такому мы привыкшие и приехали всего на пару дней - ходить на пляж каждый день, к счастью, не надо. Но в самом конце дорога и вовсе заканчивается, и пробираться к берегу пришлось через какие-то буераки вдоль промзон.
12. Первая мысль была, что мы заплутали или что-то не так поняли. Но нет. Через сотню метров пыльного бездорожья мы вышли на главную набережную Ейска. Это её дальняя часть, хотя и расположена в стороне парка Поддубного. Была надежда, что в другом конце будет лучше, но и она в итоге не оправдается...
13. Печали к погоде добавляла закрытая и наспех убранная курортная инфраструктура:
14. Да, наверное летом, когда все эти ларьки работают и гуляют толпы отдыхающих, тут должно быть поживее. Но как изменится безвкусица в оформлении и названиях?
15. Куда пропадёт мешанина всего со всем? Например, мемориальной пушки и детской площадки, огороженной от набережной колючей проволокой? Куда вообще денется вся эта колючая проволока, которой тут мягко говоря многовато?
16. Как исправятся эти чудесные спуски к воде?
17. Куда с заднего плана аквапарка пропадёт круглосуточно работающий нефтеналивной порт?
18. Мне опять скажут, что я избалованный москвич, сноб и зазнайка, далёкий от жизни в России? Блин, ну так в Крыму, Сочи, в Калининградской области с курортной составляющей всё нормально. Даже в соседней Тамани пляжи приличней. А красивые и опрятные набережные можно найти во многих городах, которые не считаются курортными, находятся не на море, и проигрывают Ейску экономически.
19. Дальше начинается самая-самая парадная часть набережной, с кованой оградой, узорчатой плиткой и даже парой цивильных спусков к воде.
20. Памятный знак на набережной датирован 1999-м годом. А ведь верно! По ощущениям здесь примерно этот период.
21. Памятник варенику. Не сказать, что верх изящества, но в целом как фон для фото туристов вполне ничего.
22. Крайний со стороны центра вход на набережную (а для нас он стал выходом) выглядит так. На всём протяжении узкую прогулочную полосу вдоль моря от города отделяет железная дорога. Никаких удобных переходов не предусмотрено. Если короткий парадный участок набережной с плиткой и кованой оградой тут ещё более-менее, то за пределами её всё равно какой-то кошмар.
23. Вот, что по другую сторону железнодорожной линии. Надеюсь, тут просто ремонт сейчас, и к лету всё будет сверкать. Это первая линия домов у моря на главном курорте на Азове. Выглядит как не самая лучшая окраина. И что удивительно, так оно и есть. Море тут на окраине города, и оно на это словно никак не влияет.
24. Мы прогулялись по парадной набережной и посетовали на то, что пляж там не выглядит слишком привлекательным. Но в городе есть и ещё пляжи, в других местах. Несколько из них, в том числе с названием "Центральный", находятся на Ейской косе. Попробуем подъехать туда, вдруг там получше? Впрочем, сомнения в этом закрадываются уже при взгляде на карту. Центральный пляж точно так же как и променад находится рядом с портом, только с другой стороны от него.
25. У Центрального и других пляжей Ейской косы есть как минимум один недостаток по сравнению с показанным выше пляжем у набережной. Сюда очень непросто добраться. Одна-единственная дорога на косу проходит через коридор из крупных промзон. Придётся преодолеть порт, судоремонтный завод и ещё пару предприятий.
26. Учитывая, что большинство мест размещения в Ейске находятся не на косе, на центральный пляж придётся пробираться через эти промзоны. Личный автомобиль отметается сразу: мест для парковки на косе практически нет. Ходить пешком каждый день минимум два километра туда и обратно через промзоны так себе радость. По дороге можно посмотреть на воинские памятники и мемориалы, показанные на этом и предыдущих двух фото, но это слабое утешение. Когда на курорте ты идёшь на пляж в сланцах, с детьми, полотенцами и надувным кругом, единственное желание - добраться поскорее. Остаются только автобусы, которые в сезон тут, думаю, переполнены и напоминают душегубки, или такси. Последнее по меркам крупных городов тут дешёвое, но летом, наверное, для туристов цены вырастают.
27. Центральный пляж расположен где-то на середине косы. Вход на него предваряют ещё несколько военных памятников и мемориалов - ДОТ, артиллерийские орудия и бронекатер "Ейский патриот" (на фото в карусели). Такое их количество неслучайно. Ейск как минимум трижды (в Крымскую, Гражданскую и Великую Отечественную войны) оказывался в огне боевых действий. Сильно страдал как сам город, так и его жители.
28. Это отчасти может объяснить его слабоватую курортную инфраструктуру: всё же это больше порт и военный город, и от кранов, больших кораблей и высоких заборов с колючей проволокой тут никуда не деться. С другой стороны, всё равно непонятно, почему нельзя привести набережную и пляж в нормальный вид, коли уж всяко тут взялись принимать отдыхающих. И зачем, видимо, по армейской привычке, городить у моря заборы с колючкой. В Севастополе, например, где оборонная значимость в несколько раз выше, умудряются совмещать военные объекты с красивыми променадами и неплохими пляжами по окраинам.
29. Поскольку на дворе была осень и нас интересовало не купание в море, а осмотр города, на Центральный пляж мы заворачивать не стали, а поехали дальше, на самый кончик Ейской косы. Тут тоже есть пляж, называемый Молодёжным. Для семейного купания он не слишком подходит. В месте, где Таганрогский залив сливается с Ейским лиманом, море резко становится глубоким, всегда дуют ветра и присутствуют сильные течения.
30. Из-за этих течений тут нередко тонут, в том числе дети. Купаться тут формально вообще запрещено. Зато это место очень любят виндсерфингисты: ветер здесь есть всегда, либо с залива, либо с лимана. Вторая сторона, наоборот, как правило, безветренная.
31. Тут явно требуется Собянин навести порядок. Прямо просится убрать весь строительный мусор, вычистить пляж, на месте полузаброшенных шалманов поставить современные пункты проката и объекты стрит-фуда.
32. Можно было бы даже сделать это место платным, только без заборов с колючей проволокой, как остальные платные пляжи на косе. Чтобы были средства содержать всё это в чистоте. В Выборге , например, смогли создать образцово-показательный пляж на косе, причём там вход свободный. Там, правда, море холодное, и столько желающих нет. И реставрировать Выборг начали после череды резкой критики на всю страну. Надеюсь, и на Ейск когда-нибудь обратят внимание.
33. К слову про платные пляжи, которые я упомянул. Это не совсем корректное определение, но всё же. Большая часть косы, как у нас любят на побережьях, закрыта частными владениями и к берегу не подойти. Это, как правило, всякие гостиницы, турбазы и пансионаты. Не знаю, могут ли посторонние туда попасть бесплатно, за деньги, или вход вообще разрешён только постояльцам. Но в любом случае единственная улица косы выглядит как коридор из заборов.
34. Заглянул на территорию одной из баз. Пустынно, несезон. Ничего не работает. За русалкой - кусочек типичного местного курортного жилья. Что-то наподобие таунхаусов. Чаще они бывают даже не на турбазах, а вовсе на частных дворах. Там выстраиваются двухэтажные здания, где из каждого номера выход в общий двор. Такие гостиницы могут быть как достаточно комфортными, так и совсем бюджетными. По городу их раскидано очень много, причём иногда - довольно далеко от моря.
35. С косы мы уехали с чётким пониманием: отдыхать мы сюда не поедем. В России вообще отдыхать лучше на всяких загородных базах в лесах средней полосы, севера или Поволжья. На наших немногочисленных морях шквальный спрос порождает крайне низкое качество и завышенные цены. Но даже в этой реальности Ейск выглядит проигрышно. Отсюда уже и Сочи с Крымом кажутся очень приличными местами, а Калининградская область так вообще раем и элитным курортом. Там, допустим, в несезон можно весьма недурно отдохнуть в пустующих отелях высокого уровня.
36. Вдоль бульварной зоны ул. Карла Маркса вблизи парка Поддубного, откуда мы начали прогулку, тянется территория станкостроительного завода. На заброшенном корпусе некогда градообразующего предприятия - патриотичные граффити и надписи. Полное дежавю с брянским Стародубом . Это модно сейчас что ли гордость страной выражать на фоне её разрухи? Или это такой своеобразный вид иронии и сарказма?
37. Не исключаю, т.к. сарказм ейчанам явно не чужд. Хотя тут он скорее работает как антиреклама.
38. Мемориал погибшим на войне работникам ещё одного заброшенного ейского завода, "Аттракцион". Его продукция знакома, наверное, всем, кто вырос до 2000-х. Это был единственный в СССР завод, производивший аттракционы. Все эти паровозики, ракушки, карусели, автодромы делали здесь. В самом Ейске рядом с центральным пляжем до сих пор работает своё, родное колесо обозрения. Его немного видно на фото №28.
39. Значительная часть Ейска закрыта. Там расположен военный аэродром (формально - совместного базирования, но регулярные гражданские рейсы не осуществляются уже 10 лет), лётное училище и военная часть. К ним примыкает район "Военный городок". Он открыт, и более того, парк Поддубного располагается именно там. У КПП закрытой части - первый серийный Су-17 на постаменте и памятник авиаторам:
40. В поисках хорошего места для отдыха у моря мы отправились в станицу Должанскую Ейского района, что в 40 километрах от города. Тут уж никакой промышленности и портов не должно быть, а главное - на карте это место выглядит уж больно соблазнительно. Огромная коса Долгая, отделяющая Таганрогский залив от открытого Азовского моря, вдаётся в воду на несколько километров и считается памятником природы. К сожалению, весь памятник природы застроен неприглядными базами отдыха, между заборами которых тянется бесхозное неухоженное пространство. По неровной грунтовке кое-как доехали до самого кончика косы и обнаружили очередные бытовки и строительный мусор. Из интересного тут - бакланы, к которым можно на расстояние вытянутой руки подойти, да украинское радио из Мариуполя, которое здесь внезапно отлично ловится.
Если представить, что в Ейске нет моря, то всё встаёт на свои места. Получается далеко не самый плохой кубанский город с красивым благоустроенным центром и обычными частными окраинами, куда туристы в здравом уме заходить не будут. Тогда в этом рассказе я просто брожу по периферии, а в следующий раз буду показывать центр. Почему море тут оказалось среди окраин и никак их не изменило, остаётся загадкой. Не хватает вдоль берега разве что гаражный кооператив разместить или садоводческое товарищество...
Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉 Также можно подписаться на канал - впереди много интересного.