Смотрю я на своих подростков и отчетливо вижу вот какую штуку. Как будто раньше я была родителем, а мой ребенок - ребенком, а сейчас я словно передаю свое родительство новой растущей фигуре внутри подростка. Через какое-то время этот человек станет сам себе родителем. Сам себе взрослой и поддерживающей фигурой своему импульсивному и строптивому внутреннему ребенку.
И тогда моя задача говорить уже не с детской частью, а словно с еще едва появляющимся, очумевшем от новой роли родителем этой детской части. Не ругать, не виноватить, не взывать к адекватности, а говорить для начала, что все нормально, что все, что происходит с вашим детём абсолютная норма, но давайте попробуем, гражданин, найти с ним общий язык и поисследовать как эту часть постепенно научиться удерживать в нужном вам русле.
Мне вот такое видение, такая внутренняя позиция, которую я долго искала, на сегодня очень помогает. Потому что тогда нет ожиданий от подростка как от взрослого и одновременно нет разочарований в нем как в ребенке.
И что-то мне подсказывает, что вот этот вот процесс во многом будет определять отношение взрослого человека к самому себе...
Психолог Татьяна Фишер Фирсова / Петербург