Найти тему

Осторожный оптимизм

Оглавление

Как «Автотор» пережил кризисный 2020 год, зачем холдингу инвестиции в 300 млн евро и автомобили с напечатанными кузовами.

1. «Автотор» по-прежнему остается одним из крупнейших налогоплательщиков и работодателей в Калининградской области

12 марта на заводе «Автотор» в микрорайоне им. А. Космодемьянского прошла пресс-конференция руководства холдинга. RUGRAD.EU рассказывает, как одно из крупнейших производств Калининградской области пережило кризисный 2020 год, как «Автотор» готовится встречать новый этап промышленной революции, будет ли холдинг запускать производство электромобилей и почему прогнозы на 2021 год пока крайне осторожные.

По итогам 2020 года с конвейеров холдинга «Автотор» сошло 158,83 тыс. автомобилей в общей сложности на 295,4 млрд руб. (45,7 % от стоимости всей товарной продукции, произведенной на территории региона). Прошлый год из-за начавшейся пандемии и ограничительных мер, связанных с борьбой по распространению коронавирусной инфекции, стал кризисным для всей экономики. После объявления президентом РФ в конце марта прошлого года нерабочих дней холдинг стал одним из первых крупных предприятий, которое подтвердило , что ставит производственные процессы на паузу. Остановка обошлась «Автотору» в сумму не менее 46 млн руб.

По итогам кризисного 2020 года холдинг планировал снизить объемы производства на 30–40 %. «К сожалению, мы близки к тому, что ожидали. Но по нижней планке», — прокомментировал председатель совета директоров ООО «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов .

Падение по итогам года в результате составило 27 %.

В структурах холдинга работают в общей сложности порядка 3,5 тыс. человек. Несмотря на кризисный год, руководство приняло решение отказаться от сокращений рабочего персонала.

«Этот вопрос у нас был поставлен в характере табу. Мы его никогда не обсуждали. Мы его обсуждали в обратную сторону: как сохранить, как так организовать, чтобы мы переквалифицировали, перенаправили [персонал] на работу, не связанную с производственным конвейером, сохранив при этом заработную плату», — заявил Горбунов.
-2

2. «Автотор» инвестирует в развитие территорий

В 2020 году холдинг закончил реализацию важного проекта для социальной инфраструктуры микрорайона им. А. Космодемьянского — был введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс «Автотор-Арена». Общий объем инвестиций в спортивный объект оценивается в 2,6 млрд руб.

«Я вчера еще 3,5 млн руб. подписал на некоторые потребности….», — подчеркнул Валерий Горбунов.

Дополнительных вложений, в частности, требует благоустройство территории вокруг спортивной арены и очистка соседнего леса.

«Такое ощущение, что там с 1945 года не велось работ по разминированию», — отметил старший вице-президент холдинга Владимир Кривченко.

Руководство «Автотора» подчеркивает, что инвестиции в спортивный объект изначально рассматривались как невозвратные. Но перед менеджментом «Автотор-Арены» ставится задача покрыть расходы на содержание объекта, которое обходится примерно в 7,5 млн руб. в месяц.

-3

Помимо инвестиций в социальную инфраструктуру микрорайона, «Автотор» выделяет средства на дополнительные социальные гарантии для своих сотрудников. В 2021 году общая сумма этих расходов составила порядка 300 млн руб.

У «Автотора» есть собственная программа по жилищному строительству , в рамках которой планируется возведение порядка 42 тыс. кв. м жилья для сотрудников.

«Одно здание уже строим, заканчивается проект… Мы дали согласие на прием специалиста, который возглавит данное направление жилищной политики «Автотора». Это будет совершенно отдельное структурное образование в составе менеджмента. Точно так же мы утвердили структуру по социальному развитию и благотворительности», — заявил Валерий Горбунов.

3. Холдинг наращивает локализацию производства на своих площадках

Согласно заявлениям топ-менеджмента «Автотора», объем локализации производства на заводах холдинга увеличивается. В общей сложности для своих производственных нужд холдинг закупил у отечественных производителей продукцию на 1,98 млрд руб. Валерий Горбунов отметил, что «Автотору» удалось сохранить объемы закупок на уровне докризисных показателей 2019 года, несмотря на снижение производства.

По словам Валерия Горбунова, в перечне закупок 2020 года появились климатические системы и электроника отечественного производства. Как отметил топ-менеджер, уровень поддержки «Автотора» со стороны государства напрямую зависит от того уровня локализации, которого удастся добиться на производстве.

Наращивать объем локализации производства холдинг должен в том числе в соответствии с обязательствами по специальному инвестиционному контракту ) с Минпромторгом.

-4

В настоящий компания сосредоточена на модернизации процесса окраски.

«Допустим, у нас в 2028 году объем производства будет 250 тыс. автомобилей. Тогда мы имеем право производить только 30 тыс. автомобилей в режиме без сварки и окраски», — пояснил председатель совета директоров.

По оценкам старшего вице-президента холдинга Владимира Кривченко , модернизация технологии окраски будет стоить компании порядка 6 млн евро.

К 2023 году холдинг планирует выйти на мощности окраски 150 тыс. автомобильных кузовов в год.

-5

4. «Автотор» готовится к переходу на новый технологический уклад

Холдинг реализует несколько проектов, связанных с инновационной и научной деятельностью. В том числе реализован проект инжинирингового центра для технологической поддержки производства. В настоящий момент продолжается набор кадров в научную структуру.

Помимо этого, совет директоров холдинга утвердил в группе компаний новую структуру, которая будет отвечать за новые научно-технические разработки и их внедрение.

«Новые виды продукции — это, например, автомобили на возобновляемых источниках энергии: электромобили, автомобили на водородном топливе, автомобили с использованием аддитивных технологий в изготовлении кузовов. Перед нами стоит задача достижения этих технологий. Мы не можем оставаться в хвосте», — прокомментировал направления деятельности новой структуры Валерий Горбунов.

В электромобилях руководство холдинга видит также экспортный потенциал.

Для научной работы холдинг также планирует привлекать специалистов БФУ им. Канта и Московского политехнического университета.

В 2021 году «Автотор» намерен инвестировать в развитие производства порядка 300 млн евро. Для сравнения, в 2020 году сумма инвестиций холдинга достигла порядка 70 млн евро.

-6

5. Прогнозы на 2021 год пока очень осторожные

Прогнозы на 2021 год у «Автотора» пока осторожные. Оптимистичный сценарий для холдинга — сохранить объемы производства на уровне 2020 года.

Бизнес видит основные сложности не в продолжающейся пандемии и связанными с ней возможными ограничениями, а в изменении механизмов работы Калининградской особой экономической зоны.

«Потихоньку бизнес на территории Калининградской области начинает нивелироваться под бизнес на всей территории страны... Сегодня мы платим 100%-ную таможенную пошлину, а меры поддержки от этого объема составят только 85 %», — отметил Валерий Горбунов. «Автотор» оценивает возможные финансовые потери от данных мер в 6 млрд руб.

Вкупе с увеличением утилизационного сбора и дифференцированным подходом к выплате промышленных субсидий (согласно П.П.№ 719), в соответствии с которым даже «АвтоВАЗ» едва набирает половину от нужного количества баллов по локализации, преимущества локального производства в Калининградской области для некоторых партнеров «Автотора» становятся неочевидными.

-7

В прошлом году в производственном портфеле «Автотора» было 8 моделей BMW. Немецкие партнеры холдинга уже заявили, что в 2021 году 5 моделей на калининградских производственных площадках собираться не будут из-за отсутствия «экономической целесообразности»: прямой импорт стал для BMW выгоднее, чем работа с одним из крупнейших калининградских производств.

Тем не менее, у холдинга есть поводы для осторожного оптимизма в 2021 году: эксперты прогнозируют, что отечественный автомобильный рынок должен вырасти на 1,8 %.

Фото rugrad.eu

Комментируйте, подписывайтесь и читайте еще больше новостей на нашем сайте https://rugrad.eu