В истории железных дорог России и Кубы есть нечто общее — для обеих стран она началась в один и тот же год; а первые участки, введенные в эксплуатацию, имеют схожую длину.
Линию от Санкт-Петербурга до Царского села открыли 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837-го, а в мае следующего года поезда стали ходить до Павловска. Общая протяженность маршрута составила 27 км; ширина колеи — 1829 мм.
Первая в Латинской Америке
На Кубе, находящейся тогда под властью Испании, первая железная дорога была сдана в эксплуатацию в том же 1837-ом, 19 ноября. Она стала и №1 во всей Латинской Америке. От Гаваны до города Бехукаль строители уложили 27,3 км путей. Примечательно, что в самой Испании на тот момент еще не было железной дороги.
Реализовывать проект помогали американские специалисты, рельсы привезли из США. А первые локомотивы были закуплены в Великобритании; позже их стали приобретать у североамериканцев. К концу 1950-х на острове построили более 5 тыс. км железных дорог. После революции все они были национализированы.
В 1960-е локомотивы приходили с заводов Франции, Англии и СССР. Позже Москва станет главным поставщиком. С конца 1970-х до середины 1980-х Советский Союз отправит более 100 локомотивов ТЭ114. Эти грузопассажирские односекционные тепловозы производились на экспорт в теплые страны под колею 1435 мм. В этот же период на Кубе реконструируется около 1,3 тыс. км путей, а также пассажирские станции и технические здания.
Упадок и возрождение
После 1991-го для страны начинаются не самые лучшие в экономическом плане времена, что отражается и на железнодорожной инфраструктуре; начатые проекты замораживают. В первой половине 2000-х было закрыто около половины сахарных заводов, что привело к существенному сокращению промышленной железной дороги.
После 2010-го можно сказать начинается новый этап в истории железных дорог Кубы — проводится капитальный ремонт на участках центральной линии, восстанавливается пригородное сообщение Гаваны и некоторые другие маршруты; достраивается дорога до порта Мариэль, начатая еще в 1980-х. В это время основным поставщиком подвижного состава и оборудования становится Китай.
Возвращается на Кубу и Россия в лице ООО «РЖД Интернешнл» и ряда других компаний. С первой в сентябре 2017-го было подписано контрактное соглашение по проекту восстановления и модернизации железнодорожной инфраструктуры. А спустя ровно два года в Гаване в присутствии тогдашнего премьер-министра РФ Дмитрия Медведева подписали и сам контракт. В следующем месяце уже в Москве во время визита в российскую столицу кубинского президента Мигеля Диас-Канель заключено дополнительное соглашение к контракту.
Проект стоимостью почти $2 млрд предполагает реконструкцию 1,1 тыс. км путей и порядка 350 искусственных сооружений; модернизацию действующих и установку новых систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), создание единого диспетчерского центра управления перевозками. Все это позволит увеличить пассажиропоток в три раза, а грузоперевозки — в 1,7 раза.
Помимо этого российская сторона поставит необходимое оборудование, материалы и спецтехнику, разработает генплан развития сети железных дорог на острове и подготовит ряд проектов по объектам железнодорожной инфраструктуры Центральной и Южной линий; дополнительное соглашения предусматривает также обучение и подготовку квалифицированных кадров для дальнейшей работы в системе кубинских железных дорог.
Реализовать проект планируется в течение десяти лет. Ранее сообщалось, что к работам могут приступить в 2020-ом, но по ряду причин, включая пандемию, сроки пришлось скорректировать. В «РЖД Интернешнл» пока не смогли назвать точных дат относительно старта проекта, однако в скором времени информация должна появиться.
Непростой год внес коррективы и в рамках сотрудничества по поставке 75 маневровых тепловозов. Соответствующее соглашение транспортная компания Кубы Tradex заключила с российским холдингом «Синара-Транспортные Машины». Обстоятельства позволили в прошлом году поставить лишь семь локомотивов. По договору предусмотрена также поставка комплектующих и оборудования для модернизации столичного депо.
Сегодня протяженность железных дорог общего пользования на Кубе составляет чуть меньше 5 тыс. км; остальные используются в промышленных целях, в первую очередь для перевозки сахарного тростника. Существенная часть стальной магистрали нуждается в модернизации, и в скором времени российские компании впишут свое имя в историю железных дорог этой латиноамериканской страны. По словам директора Союза железных дорог Кубы Эмилио Экспозито, заключенные контракты возрождают дружбу между железными дорогами Кубы и России.
Читайте: Крупный проект РЖД в Сербии – все в срок и по передовым технологиям