Привет, подписчики. Сегодня я покажу вам казалось бы обычную деревню, однако обычная она только с виду. Когда-то здесь был самый настоящий кусочек Германии, здесь жили немцы вплоть до 1941 года...
Сегодня это место называется Рыбное и внешне оно ничем не примечательно. Стоит вождь мирового пролетариата, заросший кустами, т.к. цветы к нему уже никто не носит.
Вроде бы стоят типичные деревенские дома, характерные для Воронежской глубинки, но не всё так уж и обычно, как кажется.
Сверху мы видим идеально ровные улицы, идеально чёткую планировку, совсем не характерную для российских деревень.
Когда-то место это называлось Рибенсдорф. История этого места начинается с императрицы Екатерины второй, которая, как вы знаете была немкой и считала, что Россию сделать великой помогут её педантичные и дотошные соотечественники, которые более умные и грамотные нежели русские Ваньки, которые и выпивать любят и делают всё через сами знаете что. Императрица издаёт указ, по которому она дарила российские земли немецким колонистам. Так было создано несколько немецких колоний. Одна из таких колоний, о которой сегодня пойдет речь располагалась в Острогожском уезде. В 1763 году в Воронеж прибыло 73 семьи из Вюртемберга, Пфальца и Пруссии. По происхождению в основном это были швабы, которые до этого были колонистами в Дании. В начале 1766 года они получили от Екатерины II более 3000 десятин земли. Село назвали Рибенсдорф. Кто-то считает, что это название переводится как рыбная деревня, по другой версии на швабском диалекте "Rüben" обозначает "свёкла", а так как они выращивали именно такие культуры - морковь, свёклу столовую. А ещё рибенсдорфовцы занимались свиноводством, земледелием, рыболовством. А ещё тут сыр вкусный готовили, да такой, что сюда съезжались покупатели сыра не только из ближайших городов и сёл. Сегодня искусство сыроделов утрачено.
Жители деревни имели аугсбургское, то есть протестанское вероисповедание. В 1770 году была построена деревянная кирха, а в 1801 году на месте деревянной была построена каменная.
Надежды императрицы не оправдались, не особо немец с русским делиться технологиями и знаниями хотел. Да, они были очень трудолюбивые и педантичные, вели достаточно богатое хозяйство, занимались торговлей, на вырученные деньги арендовали и покупали земли и за пределами Воронежской губернии, создавали дочерние колонии, но жили при этом своей республикой, имели свою веру, у них была своя школа, где учили детей немецкому, и никак не улучшали ситуацию с сельским хозяйством в России.
До определённого времени это был самый настоящий кусочек Германии, но к сожалению, пожар 1850 года уничтожил немецкие домики. Новые дома с соломенной крышей больше напоминали украинские и российские хаты.
Стиль одежды также по началу был похож изначально на немецко-швабский, затем они постепенно стали одеваться также как и русские купцы и мещане. Женщины носили короткие кофты и темно-коричневые, темно-фиолетовые платья, а на шею повязывали шерстяной и хлопчато-бумажный платок. Мужской костюм составляли жилет, сюртук и брюки. Из национальной пищи у колонистов оставался только фруктовый суп.
До 1871 году немцев вообще никто не трогал и жили они своей республикой как государство в государстве, однако в 1871 году прознал про них царь и решил, что нечего им жить весело вольготно на Руси и немцев обязали подчиняться всем государственным законам и платить налоги. Единственной поблажкой и гарантией их национального единения стала свобода вероисповедания.
Одним из самых интересных сохранившихся артефактов той эпохи стало новое здание Кирхи Святой Марии - одной из самых больших кирх в Восточной Европе, способная изначально вместить до 3000 прихожан.
Построена она была в 1879 году
Вот так это место выглядит сегодня.
До первой мировой войны немцы жили себе спокойно и никого не трогали и их никто не трогал.
Как только началась война с Германией, не взлюбили русские власти немцев в Рибенсдорфе и начались первые гонения. В советское время с 30-х годов началось страшное время для немцев. Кирху закрыли, здание стало сельским клубом, а пастора, и некоторых других жителей, репрессировали.
Когда-то в этом доме жил пастор.
Но самое страшное началось с момента начала Великой Отечественной Войны. Всё местное население было репрессировано и депортировано в Казахстан и Новосибирскую область.
К сожалению, это не лучшая сторона истории Советского Союза. Немцы были мирные крестьяне и никому зла не желали, кое-кто даже хотел воевать на стороне красной армии, однако все они были репрессированы, независимо от мировоззрения. Ты виноват лишь в том, что ты немец. Таковы были ужасные реалии. После немцев остались пустые дома с оставшимися там вещами и неубранные поля и огороды. Всё это в итоге досталось пришлому из других сёл населению. После войны здесь образовался совхоз. По одной из версий кирха какое-то время была православным храмом, по другой кирху хотели полностью уничтожить, но председатель спас её, сделав складом.
Но колокольню всё-таки уничтожили. По одной из версий она была взорвана во время войны, т.к. на ней находились немецкие зенитные орудия, по другой версии уже после. Место это на картах стало называться Рыбное, а местное население мало задумывалось о прошлом этих мест, да и упоминать об этом не старались особенно, а документы о депортации немцев были засекречены. Так место было стёрто с лица истории и лишь не так давно о нём снова заговорили благодаря энтузиастам-краеведам и лютеранам Воронежа.
Сегодня кирха считается историческим памятником.
Внутри достаточно атмосферно.
До определенного времени кирха была заброшена, однако воронежские лютеране и немногочисленные потомки немцев, которые не уехали в Германию в 60-е годы решили восстановить кирху. 16 июня 2012 года состоялось освящение лютеранской кирхи и первое богослужение в ней.
Сегодня некоторые потомки местных жителей потихоньку возвращаются в родные места. Мне удалось пообщаться вживую с одним их потомков тех самых немцев Генрихом. Сейчас он хочет вернуться на свою историческую родину, где жили его предки. Возможно ещё люди потянутся. Сейчас Генрих председатель приходского совета и мечтает о том, чтобы возродить Рибенсдорф.
Лютеранами Воронежа решается вопрос о восстановление кирхи. На сегодняшний момент это сложно во всех отношениях. Существует масса вопросов с межеванием земли и документами на это здание.
Ну и под конец маленький бонус - старинный немецкий погреб-ледник, сохранившийся ещё с тех времён...