Ненец в пимах и малице, управляющий упряжкой северных оленей – это жутко колоритно, но такое действо встретить в 2021 году можно уже довольно редко. Оленеводы в наше время никуда не делись, стада северных оленей по несколько сотен голов тоже, а вот транспорт серьезно изменился.
Сейчас все чаще отдают предпочтение "железным коням", только далеко не на любой технике проедешь по тундре. Давайте вместе смотреть, на чем ездят люди в городе, стоящем на границе твердой земли и бескрайних ненецких тундр.
Самое простое — это полноприводный автомобиль. В городе Мезень заканчивается сеть дорог с твердым грунтовым покрытием, поэтому сюда доехать теоретически можно на любом авто.
Но местные все равно стараются взять что-то полноприводное по понятным причинам. Летом во время дождей грунтовую дорогу сильно размывает, так что проехать могут только внедорожники, а все моноприводные машины стоят до тех пор, пока дорога не просохнет.
Куда универсальнее вот такой агрегат. Это вездеход с колесами низкого давления марки "Трэкол". Трэкол собирает таких монстров из самых обычных запчастей: старые и проверенные временем моторы от ВАЗа и корейских авто, раздатки от УАЗов, шины свои, уникальная разработка.
Самые дешевые вездеходы такого типа стоят от 2 млн рублей, самые большие и вместительные доходят до 7-8 миллионов. Зато на таком аппарате можно проехать по тундре хоть летом, хоть зимой. Тот Трэкол, что на фото сверху, я сфотографировал, когда он грузился товарами и отправлялся в ненецкое село Несь, что в сотне километров от города. Весь его путь пролегает через замерзшую тундру...
Позволить себе содержать вездеход или болотоход могут далеко не все. Даже два миллиона — это цена неплохого нового автомобиля, а пять млн и больше — это уже совсем космические суммы.
Зарплаты в городе при этом не намного больше, чем в среднем по стране. Есть, конечно, доплата за районы Крайнего Севера, но все равно больше тридцати-сорока тысяч люди, работающие на простых должностях, не получают. Разве что что-то связанное с нефтедобычей, но это уже в Ненецком автономном округе, а не в Мезени...
Кто не может себе позволить вездеход, покупают снегоходы. Техника тоже ни разу не дешевая, но все же подешевле, чем колесные вездеходы: за миллион уже вполне можно подыскать себе неплохой новый снегоход. Есть и свои минусы, и главный из них — это сезонность техники.
Зимой на снегоходе можно и дрова привезти, и на рыбалку поехать, и по работе в тундру съездить в соседнее село за сотню километров. А как летом прикажете быть?
Ну, а кто не накопил на вездеход или хотя бы снегоход, довольствуются мотоблоками. Техника сравнительно доступная — за пятьдесят тысяч можно купить уже вполне рабочий вариант — но в хозяйстве очень полезная.
Местные на них возят тяжелые грузы, те же самые дрова, чтобы дома печку топить. Когда тепло станет, можно участок взрыхлить и посадить картошку. Ну, а если очень нужно, то можно и до соседней деревни доехать, правда, только по твердой дороге: в тундре мотоблоку с прицепом делать нечего...