Найти тему

Что надо знать потребителям о новых правилах розничной торговли

С 1 января 2021 г. действуют новые правила продажи товаров в розницу (утв. Постановлением Правительства от 31.12.2020 N 2463) . Продавцов уже не напугать фразой «Дайте мне жалобную книгу!». А еще теперь в торговой точке можно фотографировать что угодно. Рассмотрим новшества.

Книги жалоб больше нет

Официально она называлась книга отзывов и предложений, и раньше продавец должен был предоставить ее покупателю по первому его требованию. С этого года магазины больше не обязаны ее иметь.

Покупателям разрешили свободно фотографировать в магазине

Ранее запрета на фотографию тоже не было, но при этом нигде не говорилось, что покупатели вправе делать фотосъемку. Из-за этого иногда возникали конфликты между продавцами и покупателями.

Теперь в розничных Правилах прямо сказано, что «… не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара… ». И как разъяснил Роспотребнадзор, теперь любой потребитель вправе зафиксировать, например, на камеру мобильного телефона те нарушения, с которыми он столкнулся в торговой точке.

Технику и ювелирные украшения, купленные через Интернет, можно запросто вернуть

Продавец обязан обменять либо принять обратно и вернуть деньги за следующие товары, купленные дистанционно, даже если они надлежащего качества :

– технически сложные бытовые товары (это, к примеру, холодильники, плиты, кондиционеры, стиральные машины, роботы-пылесосы);

– ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) камней;

– транспортные средства.

Отказать покупателю можно лишь в том случае, если товарный вид или потребительские свойства товара утрачены.

До недавнего времени некоторые суды считали иначе ( Апелляционное определение Мосгорсуда от 12.02.2020 N 33-5952/2020) .

Интернет-заказ может получить любой, кто знает его номер

По новым правилам купленный дистанционно товар вправе получить как тот, кто его непосредственно заказал, так и любой другой человек, который сообщит курьеру номер заказа или как-то иначе подтвердит оформление заказа. То есть родственникам и другим лицам, совместно проживающим с потребителем, не нужно теперь предъявлять доставщику доверенность либо паспорт. Но Роспотребнадзор говорит, что продавец в договоре может предусмотреть и более строгие правила (например, при доставке дорогостоящих товаров).

Раньше другой человек мог получить заказ только при предъявлении квитанции или иного документа, подтверждающего заказ.

Чего продавцы теперь делать не должны

Из новых Правил исчезли следующие обязанности продавцов:

– бесплатно помогать грузить крупногабаритный товар в машину покупателя;

– указывать номер и фамилию весовщика на расфасованных продовольственных товарах;

– знакомить потребителя по его требованию с товарно-сопроводительной документацией;

– предоставлять покупателю аналогичный товар, если он возвращает для гарантийного ремонта газовую плиту или ювелирное украшение .

Что вы думаете о новых правилах? Поделитесь своим мнением в комментариях.