1. О детско-родительских отношениях, об осознании ребенком своей роли и обязанностей в семье
« – Меня заставил отец, а я еще мальчик и должен слушаться».
Мальчик осознает свое бессилие перед отцом и вынужден подчиниться, но абсолютно точно он понимает, что такое положение временно. Обязанность не вызывает в нем бунта и страданий, он просто делает то, что должно в данное время в данном месте.
2. О принятии неизбежного
«Нельзя, чтобы в старости человек оставался один, – думал он. – Однако это неизбежно».
Задача любого родителя в воспитании ребенка состоит в том, чтобы подготовить ребенка к жизни без родителя. К сожалению, и родитель должен быть готов в старости жить без ребенка. Конечно, речь не о том, что дети не должны оказывать помощь престарелым родителям, которые в ней нуждаются. Но часто бывает, что родители начинают жить жизнью детей. Пытаются держать все под контролем, пытаться помочь там, где это абсолютно не нужно.
3. О женской природе
«Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа».
Примечательно, что говоря о море, старик думает о нем, как о женщине, в то время, как океан, он воспринимает как соперника, "мужского обличья". В океане рыбак, как и птица, пытается добыть в нем пищу, чувствуя свою хрупкость перед его неимоверной мощью. У океана пропитание нужно добыть, сражаясь с ним. А вот море своевольно, оно дарит, у него нельзя завоевать, отнять, оно может одарить или отказать, и поделать с этим ничего невозможно.
4. О силе человеческого духа.
«Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, — сказал он. — Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Любое поражение – это всего лишь обратная связь, которая должна восприниматься не иначе как сигнал к поиску ошибки, которая привела не к тому результату, к которому человек стремился. Пока человек не уничтожен, способен мыслить и действовать, он обречен снова и снова бороться за победу.