Новая работа – это стресс для сотрудника: ему предстоит привыкнуть к правилам компании, найти общий язык с коллективом, а также раскрыть профессиональные качества. И чтобы процесс адаптации был быстрым и безболезненным, нужны усилия со стороны HR-менеджера и всей команды. Если все сделать правильно, новичок освоится быстро. Меня зовут Владимир Якуба, сегодня я дам вам 5 советов по адаптации сотрудников.
Совет 1: Составьте план адаптации нового работника
Первые несколько дней действует такое правило: чем меньше сотрудник-новичок думает, тем меньше стресса испытывает. Именно поэтому необходимо составить план адаптации.
Схема первого дня будет примерно одинаковой для всех сфер бизнеса:
- знакомство с руководителем;
- изучение правил и ценностей компании (обязательно упомянуть о графике, дресс-коде, перерывах, месте парковки, цели и миссии компании);
- знакомство с командой (нужно познакомить новичка со всей командой, в том числе людьми из других отделов);
- постановка первых задач.
Я считаю, что обучать новенького в первый день не стоит. Если вы сразу на его плечи взвалите слишком большой груз, его тяжело будет тащить. В итоге он обучение пройдет, а имени коллеги, сидящего за спиной, знать не будет. Так что не торопитесь. «Чем больше спешка , тем меньше скорость » (английская пословица).
Совет 2: Предоставьте «раздаточный материал»
В компании «Сибур» только что принятые на работу люди получают так называемый комплект новичка. В него входит брошюра с информацией о компании, сувенир и книжечка «Наша жизнь» – с описанием корпоративной жизни.
Я считаю, что этот комплект очень важен. То, что вы обсудили с новичком условия и правила, еще не означает, что он все запомнил. Лучше, если будет небольшая «напоминалка».
Совет 3: Выберите наставника
Поначалу у новичка будет возникать миллион вопросов: начиная с того, где чайник находится, и заканчивая рабочими моментами. Даже если он обучился и изучил теорию, на практике столкнется с трудностями. Поэтому поручите одному из опытных работников помогать ему.
Отлично, если наставником сможет стать руководитель, но это не всегда осуществимо. Так что пусть им будет работник того же отдела, но более опытный.
Стив Брауни, исполнительный директор по персоналу (ресторанный бизнес) за каждым новеньким закрепляет специалиста, который знает специфику работы и показывает высокие результаты. Он корректирует действия коллеги, дает советы и контролирует его. Это очень эффективно, поскольку ошибки проще исправлять сразу, чем когда они уже дошли до автоматизма.
Совет 4: Поддерживайте новичка
Не надо делать так, чтобы новенький чувствовал себя ребенком среди подростков. Да, он пока не совсем опытный, однако это не значит, что его не надо слушать. Поддерживайте его:
- давайте право высказывать свое мнение;
- хвалите за достижения;
- мотивируйте;
- приглашайте на общие собрания.
Он тогда адаптируется быстрее.
Совет 5: Дайте почувствовать единство с командой
И последний совет: пригласите новичка на какое-нибудь мероприятие, на котором лучше познакомится с командой. Это может быть простой обед, бизнес-игра или корпоратив.
Эйлин Шу, вице-президент по корпоративным ресурсам Sterling Group рассказывает, что в ее компании принято угощать новенького пирожными, чтобы он чувствовал внимание. А также здесь устраивают корпоративный обед для всего коллектива, когда в команде «пополнение».
Был рад вам помочь! Применяйте советы, и пусть ваши сотрудники адаптируются как можно скорее!