Термостат - незаменимый элемент любого современного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Многие водители сталкивались с неисправностью этой детали, которая особенно часто проявляется в жару или сильные морозы. Но далеко не все автомобилисты знают о принципе работы узла, который, на мой взгляд, прост и эффективен одновременно. Давайте разбираться, из чего состоят современные термостаты, и почему со временем выходят из строя.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Необходимость использования узла в конструкции автомобиля связана с повышением эффективности работы силовой установки. Система охлаждения двигателя разделена на два контура - большой и малый. При низкой температуре антифриза задействован малый круг, минующий основной радиатор. Такое решение позволяет быстрее прогревать охлаждающую жидкость, двигатель и салон автомобиля. После достижения определённой температуры задействуется большой контур, который позволяет эффективно охлаждать ДВС.
Термостат - клапан, который позволяет регулировать потоки охлаждающей жидкости. Температура срабатывания устройства устанавливается производителем и зависит от особенностей двигателя. На "холодных" моторах он срабатывает раньше, при температуре около +80 градусов. "Горячие" двигатели требуют поддерживания более высоких значений, поэтому термостат может открываться даже при +95 градусах. В этом материале мы более подробно поговорим о механических термостатах, которые используются в самых распространённых на наших дорогах автомобилях.
У устройства имеется определённый диапазон температуры между полностью закрытым и полностью открытым состояниями. При достижении установленного показателя холодный антифриз из большого круга и горячая жидкость из малого смешиваются. Термостат полностью задействует большой контур при температуре ОЖ примерно на 10-15 градусов выше с момента открытия.
Давайте посмотрим, из чего состоит термостат. Его рабочую часть составляет металлический цилиндр, в который помещён церезин - воскообразный материал, меняющий своё агрегатное состояние при определённой температуре. В церезин помещается вставка, внутри которой находится шток.
Изначально церезин твёрдый, но при нагреве становится жидким. За счёт этого свойства шток, закреплённый с одной стороны на корпусе термостата, выдавливает клапан с пружиной и открывает путь антифризу. Для улучшения теплопроводности в церезин нередко добавляют мелкие частицы металлов. Столь простое решение позволяет устройству работать без блоков управления и электрического питания.
Как правило, неисправность термостата вызывана "залипанием" штока в определённом положении. Между штоком и вставкой, куда он помещён, с завода присутствует материал, уменьшающий коэффициент трения. Со временем его ресурс заканчивается, и термостат может выйти из строя. Устранить неполадку можно путём восполнения материала, например, добавлением небольшого количества парафина между штоком и смазкой.