Найти тему
Ашманов и партнеры

✅Юзабилити сайта: что это, как улучшить и зачем нужен юзабилити аудит?

Оглавление

В переводе с английского языка usability — удобство использования. Юзабилити сайта — показатель удобства и комфорта работы пользователя с ним. Оценить эргономичность ресурса можно с помощью юзабилити аудита. Как провести аудит и сделать работу с вашим сайтом комфортнее для пользователей — рассказали в статье.

Почему юзабилити важно для сайта?

В распоряжении пользователей сотни сайтов на различные тематики, выбор огромен, поэтому, чтобы удержать клиента, важно создать комфортные условия для его пребывания на сайте. Понятная навигация, удобный каталог, приятный интерфейс — все это влияет на оценку вашего ресурса пользователем.

Количество запросов по коммерческому запросу «купить резиновые сапоги» — порядка 18 млн страниц
Количество запросов по коммерческому запросу «купить резиновые сапоги» — порядка 18 млн страниц

На что влияет юзабилити сайта?

  1. Повышение конверсии. Если пользователь не найдет каталог — он не совершит покупку, если не увидит контакты — не позвонит менеджеру. Покупатель не хочет тратить время, чтобы разобраться со структурой вашего сайта, он закроет вкладку и перейдет на другой ресурс. Грамотное расположение блоков и удобная навигация, наоборот, подтолкнет пользователя совершить целевое действие.
  2. Повышение лояльности клиентов. Не получится удержать клиента, которому не понравилось пользоваться сайтом. Ему просто не захочется возвращаться к вам. Тем более, альтернативных вариантов предостаточно. Комфортнее пользоваться понятным и простым сайтом, поэтому следование правилам юзабилити поможет превратить разовое посещение в постоянное.

Как улучшить юзабилити сайта?

Дизайн

Страницы сайта не должны рябить в глазах. Обилие цветов, шрифтов, картинок и графики отвлекает пользователя от целевых действий и создает впечатление неопрятности. Придерживайтесь минимализма: выберите нейтральный фон, единый легко читаемый шрифт, уберите картинки без информационной нагрузки (фото товара — да, фото котика для красоты — нет). Придерживайтесь фирменных цветов и используйте их для акцентов.

Антикейс юзабилити: сайт с перегруженным дизайном
Антикейс юзабилити: сайт с перегруженным дизайном

Контент

Важна структура сайта: разделы, подразделы и страницы сайта должны быть логично связаны между собой, чтобы пользователю было удобно ориентироваться. Для статей в блоге используйте разметку, таблицы, маркированные и нумерованные списки, чтобы облегчить конструкцию текста. Если статья большая — сделайте оглавление с «якорями», по которым можно перейти на нужную главу. И, конечно, проверяйте текст на ошибки.

Укажите на сайте информацию о себе (лучше отдельной страницей), подробные контакты — скрытные компании вызывают недоверие у пользователей.

Пример удачной структуры раздела
Пример удачной структуры раздела

Пользователи просматривают страницу по F-шаблону: акцентируют внимание на шапке сайта и информации в левой половине страницы. Используйте этот шаблон для построения навигации по сайту: сверху расположите логотип, название, контакты, поле поиска и разделы сайта, слева разместите меню каталога.

Блок с разделами лучше сделать постоянным — куда бы не перешел пользователь, он будет его видеть. Так он сможет в любой момент сориентироваться и перейти в нужный раздел, не возвращаясь на главную страницу. Если разделов слишком много — добавьте карту сайта, которая тоже будет постоянно доступна пользователю в виде кнопки. А разделы расположите на отдельной странице, которая откроется при клике на карту.

В шапке сайта расположите заметное поле поиска — если пользователь пришел за конкретным товаром, ему будет удобнее сразу найти его через поиск.

Пример удобной навигации сайта
Пример удобной навигации сайта

Страница 404

Страницы сайта могут перемещаться или удаляться, но вы должны сообщить пользователю, что делать, если нужной страницы не существует. Если страница удалена временно, напишите, почему на нее нельзя попасть и как скоро страница будет восстановлена, если страница удалена навсегда, напишите, где теперь располагается нужный контент. Обязательно предоставьте варианты перемещения — кнопки, чтобы вернуться на главную страницу сайта, в разделы или просто на предыдущую страницу.

Хороший пример подробной страницы 404 на сайте
Хороший пример подробной страницы 404 на сайте

Отмена действия

Пользователь может случайно нажать на кнопку или передумать после совершения действия. Предоставьте возможность удобной отмены — удаления товара из корзины, отмены заказа, выбора другого способа оплаты и так далее.

Общение с клиентом

Форма помощи пользователю или чат с консультантом не должны мешать просмотру контента или совершению действий. В идеале — обозначьте этот блок яркой вкладкой, которую можно развернуть самостоятельно, если понадобится помощь.

Удобная вкладка помощи
Удобная вкладка помощи

Больше воздуха

Не нужно максимально заполнять контентом каждую страницу сайта, оставьте свободное место — воздух. По сайту должно быть легко перемещаться, но если все страницы плотно забиты информацией, кнопками, графикой, то пользователь задыхается и теряется.

Пример неудачного плотного расположения содержимого страницы
Пример неудачного плотного расположения содержимого страницы

Скорость загрузки

Скорость загрузки тоже важна для работы с сайтом, ждать, пока можно будет увидеть содержимое страницы, утомительно. По статистике, комфортное время ожидания составляет три секунды. Проверьте и оптимизируйте скорость загрузки сайта .

Мобильная версия

Сайт в мобильной версии должен быть таким же удобным и функциональным, как и в браузере. Пользователи не хотят ограничивать свой доступ одним устройством, если на ваш сайт можно зайти только с ПК, вы потеряете часть аудитории.

Оценить то, насколько пользователю удобно работать с сайтом, и выявить недостатки поможет юзабилити аудит сайта.

Когда нужен юзабилити аудит сайта?

  1. Падает конверсия. Вы запустили рекламу, добавили на сайт все нужные блоки. Пользователь листает разделы, смотрит каталог, но не совершает целевое действие. Анализ сайта поможет выявить причину такого поведения.
  2. Запускается новый сайт. Вы разработали новый сайт — нужно определить, будет ли он удобен пользователям. Выяснить это можно с помощью юзабилити аудита. Тогда вы сможете выявить и исправить все недочеты еще на этапе тестирования, до полноценного запуска сайта.
  3. Хочется улучшить показатели. Ваш сайт давно работает, есть конверсия и посещаемость, но вы уверены, что показатели могут быть выше. Оценка юзабилити сайта поможет выявить ошибки и проблемы ресурса, которые мешают вам расти.

Как провести юзабилити аудит сайта?

Юзабилити аудит можно провести самостоятельно, с помощью бесплатных сервисов или платных инструментов.

  1. Самостоятельный аудит. Соберите группу людей, например, друзей, коллег или знакомых. Покажите им сайт и попросите протестировать его на удобство использования — полистать каталог, попробовать сделать заказ или найти конкретный товар по фильтрам. Затем выслушайте их мнение. Метод не дает глубокого анализа, по позволяет выявить очевидные проблемы и недочеты.
  2. Бесплатный аудит. Бесплатно провести юзабилити аудит позволяют сервисы Google Analytics, Яндекс.Метрика, Liveinternet, вы можете найти и другие. Все платформы предоставляют статистику посещений, запросов, которые привели пользователя на ваш ресурс, самых посещаемых страниц и другие данные для аналитики.
  3. Платный аудит. На платных сервисах вы получите более детальный разбор сайта. Например, на Usability Hub анализом сайта занимаются реальные люди, которые соберут данные не только о посещаемости, но и о предпочтениях пользователей в дизайне, шрифтах, навигации. Вы получите подробный отчет с комментариями, тепловыми картами, примерами и опросами пользователей.

Подробнее о том, как улучшить и оценить юзабилити сайта читайте в нашем материале.