Найти тему
ЭКСКУРС TV

Из Казани в Крым на велосипеде. День 42. Здесь ветер, пыль и зной.

Ну ведь было написано на карте: песчаный грейдер, посёлок Песчаное. Ну читать-то иногда надо! Нет, я поехал...

Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками

Что такое выезд из Керчи и дорога по степному Крыму? Это нестерпимый зной, палящее солнце, почти полное отсутствие тени и раскалённый асфальт. И Крым только по названию степной, а по факту - очень даже рельефный. И почти стопроцентно будет встречный ветер.

Мне повезло несколько раз: бархатный сезон сбавил градус жары, старая дорога на Феодосию была хоть немного, но обсажена деревьями, но ветер дул-таки в лицо, и с каждым пройденным километром только крепчал и выматывал.

Несмотря на то, что Крым степной, здесь случаются и речушки, и перелески, и родники, о которых всё знал мой навигатор, так что без воды и еды я не остался. Зато остался без сил, а за день проехал немногим более 50 километров.

Выезжал через Октябрьское и Багерово, в планах было заночевать на берегу Азовского моря, а наутро заехать в Щёлкино и посетить Крымскую АЭС. Точнее то, что от неё осталось.

Багерово одно из самых печально известных сёл Крыма. Мы помним много еврейских гетто, и одно из них было устроено тут. В первых числах декабря 1941 года фашисты расстреляли здесь несколько тысяч человек. По данным немецкого рапорта 2,5 тысячи, по свидетельствам очевидцев 7 тысяч. Всё это происходило в противотанковом рву.

Фотография "Горе", Багеровский ров, автор Дмитрий Бальтерманц, 1942 г.
Фотография "Горе", Багеровский ров, автор Дмитрий Бальтерманц, 1942 г.

В конце месяца, 29 числа, из-за убийства немецкого офицера советской разведгруппой, в том же рву был без суда и следствия расстрелян весь хутор Самострой, расположенный около Камыш Буруна. Немцы не разбирали, кого стрелять: русские, украинцы, крымские татары...

Можно не слушать народных сказаний,
Не верить газетным столбцам,
Но я это видел. Своими глазами.
Понимаете? Видел. Сам.
Вот тут дорога. А там вон — взгорье.
Меж ними вот этак — ров.
Из этого рва поднимается горе.
Горе без берегов.
Илья Сельвинский

В маленький провинциальный посёлок неожиданно пришла большая жизнь. Раньше это была небольшая станция на участке Владиславовка - Керчь, но со строительством моста по Багерово теперь останавливаются все пассажирские поезда, идущие на материк и обратно, а саму станцию реконструировали.

Правда, если раньше маленькая станция была доступна всем, то после реконструкции в лучших традициях нашей транспортной системы её превратили в театр абсурда и безопасности со всеми атрибутами: заборами, колючей проволокой и цепными псами охраной на входе.

Следом за Багерово находится деревня Чистополье, ранее именовавшася Дере Салын, по пути в которую меня догнал керченский велолюбитель на утренней разминке и составил мне компанию. А вплотную к Чистополью, фактически составляя с ним "агломерацию", Затишное.

Степной Крым
Степной Крым
По дороге на Аджи Бей
По дороге на Аджи Бей

Здесь мне предстояло сойти со старой трассы на Феодосию и свернуть к Азовскому морю. И если до поворота в Багерово ветер был встречно-боковым, то теперь дул прямо в лицо так, что даже на спусках приходилось крутить педали.

Асфальт становился всё более щербатым и старым, а вы помните, что я люблю такие дороги. Асфальт на них максимально твёрд, и если бы не эта особенность, по такому ветру пришлось бы мне совсем худо. А ещё мелкие неровности и ямки держат тебя в тонусе, заставляя постоянно маневрировать, и монотонность дороги так не напрягает.

Хотя тут на монотонность жаловаться грех. Пейзажи чумовые! Вышел к Азовскому морю в Аджи Бее, именуемом ныне Новоотрадным. Отрады, правда, ноль. Ветер вытянул все силы, хотелось прямо тут на берегу плюхнуться и больше никуда не ехать.

Берег Азова у Новоотрадного
Берег Азова у Новоотрадного

Я вообще Крым люблю, а на Керченском полуострове и пейзаж на любимую Тамань похож, но если последний перед Керчью день был полон счастья и умиротворения, то первый заставил вспомнить меня Саратовские горки.

Здесь рай для виндсёрферов
Здесь рай для виндсёрферов

Здесь интересная вода в родниках. Горьковато-солоноватая на вкус. Приготовил супчику, развалился в тени на обед, послушал и пофотографировал море. Хорошо, конечно, но план ещё даже на половину не выполнен, надо ехать дальше.

А так же для детей и ветроэнергетики
А так же для детей и ветроэнергетики

У Новоотрадного, кстати, есть все шансы стать хорошим курортом для семейного отдыха. Тут мелкое море, огромные песчаные пляжи, в целом неплохая транспортная доступность (нужно только наладить автобусное сообщение с Багерово или с Керчью Южной под поезда), а для любителей истории под носом Керчь, да и до Феодосии - часа два ходу на машине.

Это ещё не песчаный грейдер, но уже начало мотать
Это ещё не песчаный грейдер, но уже начало мотать

Названия чуть дальше меня, конечно, немного смутили, но деваться особо было некуда. Первое - это посёлок Песочное. А второе это "песчаный грейдер Зелёный Яр". На моих асфальтовых колёсах шататься по песку с багажом самое оно.

И меня таки знатно там помотало. Местами пришлось идти пешком, но ближе к точке ночёвки, которая находилась почти на берегу соединительного канала "Азов - Акташ", я вышел на берег Азова и поехал по сырой ракушечной дороге.

Сквозь барханы и степи к морю
Сквозь барханы и степи к морю

Вернее, это был даже не берег моря, а край затопляемой нагонными наводнениями территории. Такое тут часто случается, когда сильный и постоянный ветер долго дует с моря на сушу и нагоняет воду к берегу. Помните наводнение в Темрюке?

-9

Причём эти территории не просыхают, и свернуть с дороги тут всё равно, что пойти вслепую по Гримпенской трясине, где сгинул мистер Стэплтон. Пейзажи завораживающие, но страшные.

-10
-11

Кроме песка никаких сюрпризов мне навигатор сегодня не приготовил, зато приготовила погода. Ветер к вечеру усилился настолько, что мне пришлось на стоянке газовую плитку обкладывать стенкой в три кирпича ростом, а палатка без груза запросто могла улететь.

-12

Не удивительно, что эти берега облюбовали кайтеры Им тут раздолье. Широченный и пустынный песчаный пляж, на котором можно рассекать на джипах, хорошая волна и постоянный ветер - прямо тепличные условия. А для любителей пейзажей ещё и мыс Казантип.

Казантип
Казантип

Название мыса можно перевести как дно котла, и действительно, он имеет форму котловины, высота мыса максимальная 106 метров, средняя 30-40, котловины 20-30 метров над уровнем моря. Мыс я штурмовать не стал, оставив это на следующий раз.

Ещё немного Казантипа
Ещё немного Казантипа

Пройдено всего 58 километров, сил за день почти не осталось, назавтра светит 80 до Феодосии, а после горный переход в Судак. Снова немного накрыло, но Крым питает энергией. Отправился спать под песни ветра и волн. Утром будет новый день.

Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)

Участок: Керчь - Азовское
Расстояние за день: 58
Расстояние итого: 3042
Из них:
на велосипеде: 2151
на кораблях: 2
на своих двоих: 67
на трамвае: 34
на поездах: 906
Реки (водотоки): Мелек-Чесме, канал "Азов - Акташ"

Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа | День 25: Навигатор не подвёл! | День 26: Пора на урок | День 27: И снова галочка "грунтовые дороги" | День 28: Шакалы, вилы и борщик с пампушками | День 29: Непредвиденный Краснодар | День 30: Краснодар город контрастов | День 32: Старыми добрыми тропами | День 33: Селям Алейкум, Къара Дениз | День 34: Город белой невесты | День 36: Что бывает, если отключаешь голову | День 37: Анапец | День 38: Междуморье | День 39: Тамань | День 40: Крымский мост | День 41: Кресло Митридата