С 2004 года в школах предмет "черчение" сделан не обязательным.
А в тех школах, где он есть, он не очень похож на то черчение, что было в старой школе. Когда мы в свое время трудились по вечерам над домашним заданием. Разве же теперь те требования, которые предъявлялись раньше к чертежам и техническому рисунку?
Кто-то, как и я, помнит, как нужно чертить тушью, пользоваться рейсфедером, добиваться точности, чистоты, аккуратности и эстетики чертежа.
И даже правильность изображения стандартных букв проверялась и оценивалась.
Время, конечно, уже не то, трудно представить рейсфедер в руках у современного школьника. Даже линер или рапидограф не представить. Не знаю, выполняют ли такие несовременные чертежи сейчас в институтах? Или везде теперь Автокад и принтер?
С конце концов, дело не в этом. Дело в пространственном воображении.
У меня такое впечатление, что нашему государству совсем не нужны инженеры, техники и грамотные специалисты рабочих специальностей. Вообще нет предметов, где нужно представить в уме объемную конструкцию, проанализировать её, соединить с другой, убедительно изобразить, наконец. Какие-то крохи материала есть, кажется, математике, в разделе стереометрии. Но это настолько несущественно.
Как можно было отменять в школе черчение? Хорошо, тушь и рейсфедер устарели, но что дали взамен? Для образования будущих инженеров? Правила этикета?
И пространственное мышление не находит в школе почвы для развития. А ведь не все им одарены от природы.
И когда я преподаю основные знания о перспективном построении формы в рисунке, я это очень хорошо вижу.
Вижу, что опыта у детей нет совсем. Они часто просто не воспринимают объем чувственно. Не анализируют форму и конструкцию, а натуру часто
срисовывают в меру шаблонов, взятых неизвестно откуда. Не очень хорошо понимают понятия "проекция", "разрез", "сечение". Пересечение, взаимопроникновение объемных форм, распределение света по объему им трудно осознать.
Я знаю, что объемное восприятие с большой настойчивостью пытаются воспитать у студентов преподаватели художественных и архитектурных вузов, там, где есть предмет "рисунок". Преподавателям начертательной геометрии я просто сочувствую. Они уже мало что могут сделать даже в вузе.
Но ведь в вуз ещё поступить надо. Вступительный экзамен на архитектуру часто предполагает сложнейшую "врезку", задание на изображение пересечения геометрических фигур в объеме.
Для современных школьников задача, конечно, непосильная чаще всего.
Да, в школе как бы преподают изобразительное искусство. Все по-разному, и есть поразительно талантливые учителя. Можно было бы заняться пространственным мышлением и перспективным построением, и техническим рисованием в рамках этого предмета. Но ведь в школе совершенно нет условий, чтобы планомерно, по программе, дать детям представление о том, как правильно рисовать объёмные предметы. Да и есть ли вообще какая-то убедительная программа по ИЗО? (После стольких лет споров и интриг вокруг неё.) Мне кажется, при царе с этой задачей справлялись лучше, чем сейчас. Посмотрите, хотя бы, издание учебника по рисованию 1911 г.
А что вы думаете о черчении как предмете?
Посмотрите ещё статью об оформлении чертежа и основной надписи.
Если вы хотите записаться на удаленный курс рисунка с изучением перспективного построения (выполнять задания и получать оценки), приходите на мой сайт. Называется курс "Учебный рисунок для всех и везде". Может быть, кому-то понадобится промокод: learn draw.
Если вас заинтересует оглавление дзен-канала "Топ-топ арт" по рубрикам, то оно тоже на моем сайте.
Вам успехов!