Найти тему

Портрет участника ярмарок вакансий

Опрос участников на «Ярмарках вакансий» - это один из методов изуче­ния ситуации на рынке труда. Сравнительный анализ результатов ярмарок ва­кансий показывает, что эти опросы по объективным причинам имеют методи­ческие погрешности (несовершенство выборки, специфическая обстановка). Тем не менее, основные тенденции и перспективы развития ситуации с безра­ботицей в регионе можно определить достаточно четко. Мониторинг произве­ден по раздаточным анкетам для посетителей «Ярмарки учебных мест» в 1995 году и «Ярмарок вакансий» в марте 1996, ноябре 1996 и 1997 годов. Опрошено соответственно 117, 147, 93, 113 человек. Основными категориями посетите­лей являлись учащиеся (самая многочисленная группа), работающие и безра­ботные. В связи с этим целесообразно анализировать полученные данные пу­тем построения двумерных распределений по экономическому статусу.

Большинство посетителей ярмарок составили молодые люди не старше 24 лет (в 1995 году они составили 88%, в марте 1996 - 67%, в 1997 - 69%); лишь в ноябре 1996 года большую часть участников представляли безработные старше 30 лет. В марте 1996 года и в 1997 году преобладали молодые люди с неполным средним образованием, а в ноябре 1996 года - с неполным высшим и средне-специальным. Многие из них еще не имели профессии (56% - в марте 1996 года, 33% - в ноябре 1996, 86% - в 1997 году) и, следовательно, не опре­делили своего места на рынке труда. Сравнительные результаты по годам при­ведены в приложениях.

Для всех категорий респондентов наиболее важным параметром при вы­боре профессии являются материальные блага. Наиболее явное предпочтение этому критерию отдают безработные. Это объясняется просто: основным ис­точником доходов для большинства респондентов является заработная плата. Учащиеся отмечают и другие источники дохода, но, вероятно, в дальнейшем они также рассчитывают на свою зарплату. Значимость денежного вознаграж­дения за работу подтверждает и то, что многие респонденты согласны перейти на неквалифицированную работу за более высокую заработную плату. В целом доминирование этого фактора, видимо, можно объяснить и общей нестабиль­ностью экономики: падением уровня жизни, инфляцией, ростом цен. Благосос­тояние каждой семьи резко ухудшается, люди исчерпывают свои запасы (бы­товой техники, мебели, одежды), и прежние ценностные ориентации всё более уступают место денежному доходу.

На второе место по значимости в выборе профессии респонденты поста­вили ее соответствие своим способностям. Однако роль этого критерия снижа­ется. Если в 1995 году этому фактору отдавали предпочтение 70% работаю­щих, то в 1997 году - лишь 50%. У учащихся соответствующий показатель ко­леблется в пределах 50-60%. У безработных приоритет этого фактора ниже. Следующим по значимости фактором для всех категорий респондентов оказы­ваются «хорошие условия работы».

Проанализируем необходимость переобучения рабочей силы. С одной стороны, среди уже работающих наблюдается четкая тенденция увеличения количества желающих переобучиться; соответственно, снижается доля тех, кто не хочет пройти переобучение. Высока потребность в переобучении и среди учащихся. Вероятно, в какой-то мере это объясняется дисбалансом в структуре занятости, падением спроса на ряд профессий. Спад производства и отсутствие новых рабочих мест создают огромные трудности в трудоустройстве, в связи с этим каждый стремится получить наиболее перспективную профессию.

Рассмотрим перспективные для респондентов профессии (см. таблицу 1).

Таблица 1. Перспективные профессии молодежи

1995 г. Профессии:

экономист (35%), юрист (34%), менед­жер (26%), бухгалтер (23%), продавец (13%), врач (11%), секретарь-референт (10%), бизнесмен (8%), рабочие про­фессии (5%), военнослужащий (5%), политик (3%). Другие (всего 38 наимено­ваний)

1997 г. Профессии:

экономист (41%), юрист (41%), менед­жера (32%), бухгалтера (17%), профес­сии, связанные с компьютером (9%), бан­ковские работники (9%). Торговые про­фессии (1%), секретарь-референт (2%). Всего 22 наименований

Как видно из таблицы 1, и в 1995, и в 1997 году молодежь выделяет как перспективные сходные профессии. По другой типологии, в 1995 году наибо­лее перспективны профессии рыночных отношений (73%), служащие, ИТР (60%), фермер (31%). Наименее перспективны рабочие профессии (5%), про­фессии военнослужащего (5%) и политика (3%). Среди привлекательных было названо 62 профессии. Из них наибольшую симпатию вызвали юрист (21%), экономист (15%), бухгалтер (14%), шофер (11%), секретарь-референт (9%). Остальные набрали равные незначительные проценты. В соответствии с типо­логией, по сферам деятельности наиболее привлекательны профессии служа­щего, ИТР (48%), рыночных отношений (42%), фермера (27%), творческие профессии (24%). Наименее привлекательна профессия политика.

В 1997 году из 45 предложенных профессий как перспективные были выбраны 22, причем значительно упал престиж торговых профессий (до 1%), секретаря-референта (до 2%). По сферам деятельности резко снизился процент у рыночных профессий (35%, для сравнения в 1995 году - 73%), а у категории ИТР он упал до 0%. Значительная часть респондентов (35%) считает перспек­тивными профессии в сфере обслуживания. 24% отметили гуманитарные про­фессии. В 1997 году достаточно сузился перечень привлекательных профессий (см. приложение 2). Их было названо 27. Лидирующая группа осталась преж­ней, однако престижность профессии юриста упал до 19%, экономиста вы­росла до 19%. Появился интерес к профессиям, связанным с компьютером (12%), профессии бухгалтера, инспектора, шофера отметили по 10% ответив­ших. В целом рыночные профессии как привлекательные отметили всего 10% респондентов, а на первое место они поставили профессии сферы обслужива­ния (51%), затем гуманитарные специальности (25%), наименьший интерес по-прежнему вызывают профессии военнослужащего и политика.

Следовательно, в 1995-1997 годах круг привлекательных профессий ока­зывается шире, чем перспективных. Это объясняется тем, что привлекатель­ность профессий определяется личными стремлениями каждого, а на пред­ставление о перспективности оказывают влияние сложившиеся в обществе стереотипы и ряд других факторов. Отметим, что в 1997 году оба перечня зна­чительно короче, чем в 1995 году: явно упал интерес к рыночным профессиям. Скорее всего, на это повлияли затруднения в поиске свободной рыночной ниши, усиление конкуренции и риска, сдерживающая финансовая политика государства, отсутствие нормативной базы и развитой кредитной системы, деятельность теневых структур. Сказывается и то, что изначально не все люди обладают предпринимательским талантом. Кроме того, сформировавшийся менталитет предполагает стремление к исполнительской работе и отсутствие инициативы. Спад оценки перспективности профессий ИТР (с 48% в 1995г. до 0% в 1997г.) является закономерным: сбои в оплате труда, рост скрытой и от­крытой безработицы на протяжении последних лет сделали эти профессии не­доходными, непрестижными и неперспективными. А у молодых людей, часто сомневающихся в выборе профессии, представление о ее перспективности мо­жет прямо или косвенно повлиять на представление о ее привлекательности.

В этой связи интересно проанализировать ответы на вопрос о предпочи­таемых формах трудовой деятельности. Несмотря на то, что привлекатель­ность рыночных профессий снижается у всех категорий респондентов, в том числе и у молодежи, она все же проявила значительный интерес к ведению своего дела, а именно 47% учащихся в 1997 году ответили таким образом на этот вопрос. В то время, как у работающих и безработных этот процент ниже. Это легко объясняется общим мнением о большей инициативности молодежи, ее склонности к риску, ко всему новому. Соответственно наемными работни­ками хотят быть лишь 9% учащихся. Это значительно меньше, чем у осталь­ных (например, безработных - 29%).

Статистически значимые данные о необходимости получения хорошей работы показывают тенденцию роста (более, чем в два раза) значения связей и знакомств среди учащихся. Можно отметить, что также большое значение имеет наличие профессии и высокой квалификации (55% и 41% соответст­венно). Наименьшую роль играет инициатива - 22%, причем место этого фак­тора не изменялось на протяжении 1995-1997 годов. Потребности учащихся в профконсультировании и нуждающихся в совете специалиста постоянно вы­соки. Наиболее важной информацией они считают сведения о возможности получения профессии, соответствующей способностям и склонностям, о своих возможностях, о возможностях получения конкретной профессии.

Сравнительные характеристики учащихся, желающих получить совет профконсультанта . Желание получить совет профконсультанта учащихся в динамике стабильно (на уровне 82%) на протяжении трех лет, что говорит об устойчивости ориентированности учащихся на общение с профконсультантом. За профконсультацией обращаются учащиеся, желающие осуществить про­фессиональное обучение и при этом не имеющие возможности платить; не имеющие профессии, но осознающие высокую значимость овладения профес­сией-специальностью для нахождения работы; с высоким уровнем работы как жизненной ценности; предпочитающие индивидуальные трудовые занятия и работу в негосударственных предприятиях; имеющие социальное происхож­дение из рабочих. Девушки обладают более сильной потребностью в профес­сиональном консультировании, чем юноши. Иными словами, ищут помощь профконсультанта такие учащиеся, которые желают найти работу и при этом, в отличие от безработных, не ориентируется на такую форму ее поиска как «связи, знакомства» (видимо, по причине отсутствия).

Таким образом, в результате сравнительного исследования на «Ярмар­ках» были получены наиболее статистически значимые данные по категории учащихся, которые в большинстве своем находятся на пути выбора профессии и выразили желание получить помощь профконсультанта. Выяснилось, что при поиске работы главным их мотивом все чаще становятся материальные блага. Растет число желающих пройти переобучение, очевидно, с целью полу­чения наиболее перспективной профессии. На протяжении ряда лет такими профессиями являются юрист и экономист. Хотя в целом высокая оценка пер­спективности этих рыночных профессий снижается, растет желание молодых людей заняться собственным делом.