Найти тему
Primavera

Пасха. Калейдоскоп пасхального кролика.

Вчера, 4 апреля, начиналось празднование Пасхи по католической традиции. И сегодня первая из серии публикаций, посвященных этому христианскому празднику.

Мне очень нравится, как празднуют Пасху в Германии. В этом году празднование приходится на 4 и 5 апреля, которые являются нерабочими днями. Города Германии украшаются разноцветными шариками и гирляндами к пасхальным торжествам. Особенно прекрасными в пасхальном декоре становятся старинные немецкие города, вроде Нюрнберга, архитектура которых сама по себе похожа на декорации к сказкам братьев Гримм.

Основным символом праздника считается пасхальное яйцо. Для христиан яйцо символизирует зарождение жизни. Начало традиции окрашивания яиц в красный цвет относится к IV веку. Следующим символом католического торжества стал пасхальный заяц (нем. Osterhase). По древнегерманским поверьям, заяц приносит расписные яйца. Немцы рассказывают детям, что он прячет яйца в саду в траве. Утром в воскресенье дети начинают увлекательную охоту за пасхальными яйцами, которые спрятаны кроликом. Третьим символом праздника стал венок, символизирующий пробуждение природы. Его вешают на входную дверь, украшая цветами и распускающимися почками деревьев. Ветки, обвешанные сладостями, освящают в церкви, а потом сушат и в течение года хранят у изголовья кровати.

Я не случайно упомянула Нюрнберг. В этом городе родился великий немецкий художник, которому принадлежит пожалуй самое известное в мире изображение зайца. Этот шедевр Дюрера — одна из самых знаменитых и цитируемых работ автора. Заяц Дюрера стал с течением времени ассоциироваться с пасхальным зайцем Osterhase. Пасхальные открытки и украшения с изображением дюрерова зайца, заячьи фигурки и рельефные медали из шоколада, цитирующие рисунок Дюрера – неизменная принадлежность пасхальных дней.

Рисунок Альбрехта Дюрера, выполненный художником в 1502 году.
Рисунок Альбрехта Дюрера, выполненный художником в 1502 году.

Вообще-то зайцы-кролики очень милые создания и почитаются не только в Германии. Достаточно вспомнить веселых кроликов Беатрис Поттер или Белого Кролика Льюиса Кэрролла, или тот факт, что кролик — это четвертый знак зодиака по восточному календарю. А посему изображение зайцев и кроликов в живописи и мелкой пластике народов Китая, Японии и других дальневосточных стран встречаются с глубокой древности. Сегодня в подборке — портрет кролика глазами людей разных времен и народов.

Римское бронзовое кольцо с изображением кролика.   I — III век н.э.
Римское бронзовое кольцо с изображением кролика. I — III век н.э.

Это самое древнее изображение кролика в нашей подборке.  И если вы как следует присмотритесь, то  увидите четкий силуэт прыгающего кролика, выгравированный  ювелиром почти два тысячелетия назад.

Аоки Тосио (1868-1912), также известный как Аоки Хёсай. Богиня Луны  Чан Э, держащая кролика, в сопровождении трех ласточек перед полнолунием. Акварель и гуашь на плотной бумаге, конец XIX века.
Аоки Тосио (1868-1912), также известный как Аоки Хёсай. Богиня Луны Чан Э, держащая кролика, в сопровождении трех ласточек перед полнолунием. Акварель и гуашь на плотной бумаге, конец XIX века.

Есть в Китае легенда о Чан Э, жене стрелка Хоу И, которая стала богиней Луны и поселилась в Лунном дворце вместе с лунным зайцем. Заяц толчет в волшебной ступке снадобья с корицей, входящей в волшебный эликсир, дарующий вечную жизнь. И зайца этого можно разглядеть в полнолуние.

Инро (небольшая коробочка для хранения мелких предметов) и нэцкэ  эпохи Мэйдзи (1868-1912) с  юмористической сценкой изображающей демона Они в саду из цветущих осенних растений, держащего свой шумоку (деревянный молот) и судящего перетягивание каната между двумя лягушками, кроликом, обезьяной и крысой. Япония.
Инро (небольшая коробочка для хранения мелких предметов) и нэцкэ эпохи Мэйдзи (1868-1912) с юмористической сценкой изображающей демона Они в саду из цветущих осенних растений, держащего свой шумоку (деревянный молот) и судящего перетягивание каната между двумя лягушками, кроликом, обезьяной и крысой. Япония.
Деревянный нэцкэ в виде ушастого кролика. Япония, XIX век.
Деревянный нэцкэ в виде ушастого кролика. Япония, XIX век.
Серебряное окимоно (статуэтка) кролика. Автор Масатоши, эпоха Мэйдзи (1868-1912), Япония, конец XIX — началоXX века.
Серебряное окимоно (статуэтка) кролика. Автор Масатоши, эпоха Мэйдзи (1868-1912), Япония, конец XIX — началоXX века.
Деревянный нэцкэ в виде кролика,  эпоха Мэйдзи (1868-1912), XIX век.
Деревянный нэцкэ в виде кролика, эпоха Мэйдзи (1868-1912), XIX век.
Резной нефрит с изображением двух кроликов, которые смотрят на мифическую черепаху,  выпускающую изо рта клубящиеся облака. Китай, конец XIX — начало XX века.
Резной нефрит с изображением двух кроликов, которые смотрят на мифическую черепаху, выпускающую изо рта клубящиеся облака. Китай, конец XIX — начало XX века.
Нэцкэ из бивня кабана,  Джек Куту (1924–2017), Великобритания, 1970–1980-е гг.
Нэцкэ из бивня кабана, Джек Куту (1924–2017), Великобритания, 1970–1980-е гг.
Искусство коренных американцев. Полихромная чаша хопи с изображением кролика и перьев. Тут самое время призвать на помощь всю силу своего воображения
Искусство коренных американцев. Полихромная чаша хопи с изображением кролика и перьев. Тут самое время призвать на помощь всю силу своего воображения
Флакон для духов из горного хрусталя в серебряной оправе в виде кролика с глазами из гранатовых кабошонов. Австрия, конец XIX — начало  XX века.
Флакон для духов из горного хрусталя в серебряной оправе в виде кролика с глазами из гранатовых кабошонов. Австрия, конец XIX — начало XX века.
Фарфоровая супница в виде кролика, Jacob Petit, Франция, XIX век.
Фарфоровая супница в виде кролика, Jacob Petit, Франция, XIX век.
Блюдо в виде ребенка, сидящего в капусте и держащего кролика за ухо. Мейсенский фарфор, XIX век.
Блюдо в виде ребенка, сидящего в капусте и держащего кролика за ухо. Мейсенский фарфор, XIX век.
Фигурка кролика, вырезанная из цельного образца бразильского дымчатого кварца, с двумя овальными глазками из граната. Размер 18 х 15 х 5 см.
Фигурка кролика, вырезанная из цельного образца бразильского дымчатого кварца, с двумя овальными глазками из граната. Размер 18 х 15 х 5 см.

Две бронзовых фигурки — крольчиха с крольчатами и кролик в охотничьей куртке. Альфонс-Александр Арсон (1822-1895), Франция.
Две бронзовых фигурки — крольчиха с крольчатами и кролик в охотничьей куртке. Альфонс-Александр Арсон (1822-1895), Франция.
Барельеф из синего халцедона с изображением кролика. Малави.
Барельеф из синего халцедона с изображением кролика. Малави.
Фигурка кролика из серебра. Фаберже, Москва, 1908-1917 гг.
Фигурка кролика из серебра. Фаберже, Москва, 1908-1917 гг.
Фигурка кролика из Королевской коллекции Великобритании (халцедон, бриллианты, 1907 г.). Фаберже.
Фигурка кролика из Королевской коллекции Великобритании (халцедон, бриллианты, 1907 г.). Фаберже.

Британская королевская семья обладает одним из самых крупных собраний изделий ювелирной фирмы Фаберже. Заметную часть коллекции составляет зверинец: фигурки разнообразных животных, вырезанные мастерами Фаберже из уральских камней. Любовь к каменному зоопарку императрица Мария Федоровна передала своей сестре, английской королеве Александре. В 1907 году британские монархи заказали Фаберже серию фигурок животных и птиц с  королевской фермы в Сандрингеме. Скульпторы и камнерезы Фаберже с натуры делали модели и эскизы будущих статуэток, а сами изделия были выполнены в России.

Серебряная подвеска в виде  кролика с пасхальным яйцом. Россия, около 1910 г.
Серебряная подвеска в виде кролика с пасхальным яйцом. Россия, около 1910 г.
Бриллиантовая брошь «Кролик-официант», Raymond Yard.
Бриллиантовая брошь «Кролик-официант», Raymond Yard.
Погремушка в виде двух кроликов, стоящих спинками друг к другу, с перламутровой ручкой, Крисфорд и Норрис, Бирмингем, 1924 г., длина 10,5 см.
Погремушка в виде двух кроликов, стоящих спинками друг к другу, с перламутровой ручкой, Крисфорд и Норрис, Бирмингем, 1924 г., длина 10,5 см.
Хелен Беатрис Поттер (1866-1943). Бенджамин Банни.
Хелен Беатрис Поттер (1866-1943). Бенджамин Банни.

Писательница и художница Хелен Беатрис Поттер (1866-1943) родилась в Лондоне. Ее викторианские детские каникулы проходили в Шотландии и в замке Рэй, недалеко от Эмблсайда. Писательница всегда мечтала вернуться в Озерный край и осуществила свою мечту, приобретя ферму «Хилл-Топ».  Свою первую книжку «Сказка о кролике Питере» Поттер опубликовала в 1900 году на свои средства, а в 1902 году книжка вышла в издательстве Фредерика Варна. Всего за год было продано более 50 000 экземпляров книги. Затем последовало множество других иллюстрированных книг, в том числе «Сказка о Бенджамине Банни». Дерзкий настрой, безграничная энергия и озорство Бенджамина Банни делают его одним из самых иллюстрированных персонажей двадцатого века.

Друзья, если вам понравилось, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации по декоративно-прикладному искусству вы можете найти в в статьях:

Приятного просмотра!

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!