Найти тему
ХХ век в войнах

Противоборство советской ПВО и германской авиации в сражениях второй половины августа 1941 года

Цитируемый ниже документ представляет собою аналитический обзор, составленный 19 сентября 1941 года и содержащий выводы о практике боевого применения авиации (в первую очередь - бомбардировочной и разведывательной) Люфтваффе и советской зенитной артиллерии во второй половине августа 1941 года. Авторами этого обзора являлись исполняющий обязанности начальника Главного управления ПВО Красной армии генерал-майор Алексей Осипов и начальник штаба Главного управления ПВО Красной армии, будущий командующий войсками ПВО СССР, генерал-майор Николай Нагорный.

Основное внимание в тексте уделено тактическим приемам, используемым германскими летчиками, а также факторам, влияющим на эффективность их боевой работы. Отдельного внимания заслуживают описания применения немецкими экипажами против атакующих советских истребителей "отравляющих веществ", то и дело поступавшие с фронта, причем не только в начальный период советско-германского противостояния. Поскольку исторической науке не известно ни одного случая достоверно подтверждаемого применения отравляющих веществ подобным образом и в тот период, остается только догадываться, с чем же именно имели дело "Сталинские соколы", и что служило причиной ухудшения их самочувствия в боях.

Наконец, что касается приведенной в обзоре оценки результативности боевой работы советской зенитной артиллерии и истребительной авиации ПВО (220 сбитых самолетов за вторую половину августа), то она является достаточно сильно завышенной. Согласно данным современных исследований, общие потери Люфтваффе на Восточном фронте за весь август 1941 года составили, по разным оценкам, от 367 до 457 самолетов. Тем не менее, роль советской зенитной артиллерии в противодействии воздушному неприятелю действительно была тогда очень высокой, тем более, что потенциал фронтовой истребительной авиации в течение предыдущего месяца значительно снизился в силу понесенных тяжелых потерь в летном составе и технике.

"Краткие выводы по действиям ВВС противника и частей ПВО за период с 15 по 30 августа 1941 года

1. Использование ВВС противником

В указанный период действия ВВС противника в основном сводились к обеспечению своих войск на поле боя, к воздействию бомбардировочными налетами по нашим войскам и по их тыловым объектам, по железнодорожным узлам и переправам на глубину до 250 км от линии фронта.
Противник за последнее время стал применять при налетах на наши войска, объекты и аэродромы более крупные группы авиации с сильным прикрытием истребителей. Последние, при наличии превосходства над нашими истребителями, вступают в воздушный бой даже на виражах.

2. Метеоусловия и влияние их на действия ВВС противника

Метеоусловия очень заметно сказываются на применении и использовании ВВС противника как на поле боя, так и при налетах на тыловые объекты, так как при сложных метеоусловиях почти совершенно прекращаются полеты всех родов авиации.
Можно, ориентировочно, учитывая элемент метеообстановки и действия противника, прийти к следующему заключению:

а) При облачности до 7 баллов противник одиночными самолетами и в составе групп производит выход к объектам, используя облачность. Подход к объекту производится за облаками, часто противник делает выход а разрывы. Уход от объекта при атаке нашей истребительной авиации или обстрела зенитной артиллерией производится в облака.

б) При облачности от 7 баллов и более интенсивность действий сокращается и групповых налетов совершенно не бывает.
Полеты организуются, видимо, при обязательном изучении метеообстановки, для чего используется, нужно полагать, имеющийся материал, и дополнительно организуется разведка в районах объекта действий. Об этом свидетельствует сбитый самолет и экипаж, взятый в плен, один из которых оказался лейтенантом-инспектором метеорологической службы 26-го разведывательного отряда, непосредственно подчиненного штабу 2-го воздушного флота.

3. Ведение авиаразведки и выслеживание

Полеты разведывательных самолетов проходят с постепенным набором высоты от линии фронта к разведывательному объекту или направлению. Самолеты-разведчики иногда сбрасывают авиабомбы: это делается, нужно полагать, с целью вызова на себя огня зенитной артиллерии и подъема истребительной авиации. Этим самым вскрывается система обороны пункта (районы огневых позиций зенитной артиллерии и аэродромы истребительной авиации), а из донесений видно, что иногда имеют место случаи, когда зенитная артиллерия открывает огонь по одиночным самолетам на недосягаемой для нее высоте.

Разведывательные полеты к объектам производятся, как правило, со всех сторон. Ночные разведывательные полеты над объектами производятся там, где недостаточны средства ПВО, с высоты 1000 - 2000 метров со сбрасыванием осветительных ракет, а с целью разведки интенсивности железнодорожных перевозок и мостов имели место случаи, когда применялись самолеты с прожекторами. За этими самолетами шли бомбардировщики и бомбили освещенные объекты.

Маршруты разведывательных полетов, как правило, ломаные, с изменением высоты во время полета. Отмечены случаи, когда перед налетом бомбардировщиков на наши объекты и аэродромы противник высылает одного или несколько самолетов-разведчиков, которые отвлекают на себя внимание наших истребителей, и тем самым обеспечивают беспрепятственный подход к цели сзади идущей группы бомбардировщиков.

4. Приемы ведения воздушного боя и бомбардировочных налетов

Как правило, бомбардировочные налеты производятся небольшими группами, видимо, с задачей изматывания сил и средств противовоздушной обороны в течение продолжительного времени (2 - 3 часа). Группы до 25 самолетов обычно появляются в середине этого времени или перед концом. Отмечены случаи, когда противник производил бомбометание по отдельным объектам группами до 60 самолетов.
Группы, одновременно идущие к объекту, держат высоты неравные, эшелонируясь по высоте и глубине. Наблюдается, что перестроения противник производит непосредственно у объекта бомбометания.

Очень часты случаи, когда налет на объект производится с тыла и со снижением, или применяется "звездный налет". После сбрасывания бомбовой нагрузки самолеты противника уходят на больших скоростях с набором высоты, с использованием облачности и по ломаному маршруту. Были случаи, когда после бомбометания уходили небольшие группы со снижением до бреющего полета. Отмечен случай, когда He-111, попав в зону огня зенитной артиллерии, вошел в пике, а после выхода из пике изменил курс и ушел.
Наиболее характерные способы ведения воздушного боя и бомбардировочных налетов за последнее время отмечались следующие:

1) Противник в настоящее время стал выделять более сильное прикрытие бомбардировочной авиации, чем это наблюдалось раньше. По последним данным видно, что истребители составляют равное количество по отношению к прикрываемой бомбардировочной авиации, и даже больше ее состава.

2) 22 августа в районе Дулово (к западу от Ржева) три самолета He-111 сбрасывали бомбы ФАБ-250 и "лягушки" (механический прибор с мелкими бомбами), которые при ударе о землю взводятся и заряжаются, и при малейшем соприкосновении с ними - взрываются.

3) В районе Нежина 24 августа во время воздушного боя отмечено три случая применения отравляющего вещества желто-голубого цвета с высоты 1500 - 2000 метров самолетами He-111.
29 августа в районе Казаково в воздушном бою разведчик противника Хш-126 выпустил дым зеленого цвета на заходящий ему в хвост истребитель. Летчик был направлен в госпиталь с непрекращающимися рвотами.

4) 27 августа в районе аэродрома Подлипная при атаке Ю-88 нашими истребителями, в воздушном бою Ю-88 применили отравляющее вещество, в результате чего один наш летчик получил отравление, а один погиб в воздухе. Причины гибели последнего выясняются.

5) На Юго-Западном фронте установлено, что противник перед налетом бомбардировщиков высылает 5 - 7 Ме-109, которые вступают в бой с нашими истребителями и стараются оттягивать их в сторону от объекта. Через 15 - 30 минут приходят бомбардировщики и начинают бомбить объект.

6) Меткость бомбометания противника не на высоком уровне, а особенно по отдельным узким объектам. Так, например, на Каневский железнодорожный мост за два месяца войны было произведено до 150 налетов группами в 10 - 50 самолетов, сброшено до 2000 бомб разного калибра от 100 до 500 кг. Из вышеуказанного числа бомб попала только одна 100 кг в один из пролетов моста, которая не причинила существенного вреда мосту.
На Тираспольский железнодорожный мост у города Бендеры противник сбросил до 150 различных бомб, и мост остался целым до отхода наших частей. То же самое можно отметить в отношении железнодорожных мостов через реку Буг у городов Первомайск и Вознесенск.
На бомбометание узких целей - железнодорожных мостов и магистралей - авиация противника заходит и бомбит по диагонали.

7) Как видно, противник ведет неплохое наблюдение за результатами бомбометания. Это можно установить из следующего: после того, как противник убедился, что Каневский мост не разрушен в течение двух месяцев, он стал применять ориентир своим бомбардировщикам посредством постановки дымовой завесы в виде крестовины на высоте 200 - 300 метров самолетом Ме-109 с пересечением крестовины непосредственно над объектом. Бомбардировщики бомбили с пикирования или горизонтального полета, имея крестовину за отправные данные для расчетов и прицеливания.

8) При налетах на районы сосредоточения наших войск отмечается, что противник в первую очередь высылает самолеты-разведчики, которые устанавливают районы сосредоточения войск и ставят дымзавесу вокруг этого района на высоте от 800 до 1500 метров, и, видимо, в это время вызывают бомбардировочную авиацию, которая приходит и бомбит в обведенный дымовой завесой круг.

9) При действиях по войскам противник применяет воющие бомбы с целью морального воздействия. Из донесений видно, что приспособление для завывания установлено следующим образом: на хвостовом оперении бомбы на каждом стабилизаторе прикреплена трубка из лощеного картона двумя крепительными пластинками. Конусный конец трубки направлен вверх, где имеется перегородка. В результате падения бомбы воздух проходит через эти четыре трубки и создается сильное завывание в виде звука сирены.

10) Ночному налету бомбардировщиков на объект тыла, как правило, предшествует дневная разведка. Как и ранее указывалось, сам налет производится волнами: первая волна (эшелон) применяет светящиеся бомбы и бомбы зажигательные, а последующие эшелоны бомбят преимущественно фугасными бомбами вперемежку с зажигательными.

5. Новые типы самолетов

По документам, захваченным в районе Починок, установлено, что в состав немецких ВВС вводится новый истребитель "Фокке-Вульф"-190. Одномоторный моноплан с убирающимся шасси, звездообразный мотор, носовая часть фюзеляжа тупая, крыло трапециевидной формы, закругленное по концам. Максимальная скорость - 612 км/ч, вооружение - две пушки и два пулемета (данные требуют подтверждения).
Как указывалось, на Южном фронте за последние дни появился новый тип истребителя "Арадо".

-2

6. Действия средств ПВО

Части противовоздушной обороны за истекший период продолжали оборонять войска и пункты от нападений авиации противника.
По неполным данным, за вторую половину августа огневыми зенитными средствами и пунктовой истребительной авиацией сбито и уничтожено 220 самолетов противника. Из этих самолетов 174 сбито над объектами и пунктами, причем истребители сбили 88 самолетов, то есть 51%, зенитная артиллерия - 59 самолетов, то есть 33%, а остальные 27 самолетов сбиты не установленными твердо средствами.
В войсковых частях находит все более широкое применение отражение низколетящих самолетов противника ружейно-пулеметным огнем. Роль огня стрелкового оружия остается весьма важной.

Части зенитной артиллерии, наряду с выполнением своих задач по отражению воздушного противника, в отдельных случаях по условиям наземной обстановки успешно боролись с танками противника.
Зенитная артиллерия пункта ПВО Запорожье в период с 25 по 27 августа сбила 8 самолетов противника и уничтожила 9 его танков.

При налете на крупные пункты с достаточным количеством прожекторов, противник идет на бомбометание на высотах 5000 - 6000 метров, обходя световые прожекторные поля, если таковые имеются.

Части воздушного наблюдения, оповещения и связи приобрели уже достаточную практику в распознавании по шуму моторов самолетов противника, но иногда, при слабой организации службы оповещения, оповещение средств ПВО запаздывает.
Все еще продолжают иметь место отдельные случаи обстрела своих самолетов, особенно в ночное время, вследствие небрежного отношения к установленным опознавательным сигналам "Я свой самолет".

Бомбардировка узких целей вынуждает противника снижаться для бомбометания. Опыт показал, что оборона подобных объектов должна обязательно располагать всеми калибрами зенитного оружия. Переправу через реку Днепр у Рогачева прикрывала одна батарея среднего калибра, одна - 37-мм, один взвод 12,7-мм зенитных пулеметов и рота счетверенных зенитных пулеметов. Несмотря на неоднократные попытки разбить переправу ВВС противника эту задачу не смогла выполнить и вынуждены были 19 самолетами бомбить зенитные средства.

На опыте обороны днепровского моста у Рогачева необходимо подчеркнуть важность инженерного оборудования огневых позиций батарей зенитной артиллерии. Благодаря надлежащему оборудованию в итоге налета 19 бомбардировщиков, которые сбросили по батареям более 100 бомб, зенитная артиллерия своей боевой работы не прекращала, потеряв убитыми и ранеными всего шесть человек (было, кроме того, выведено временнно из строя два орудия и один дальномер).

В последний период дневные действия ВВС противника отличаются тем, что применяется больше осторожности и более тщательная маскировка при подходе к объекту, прикрываемому огневыми средствами ПВО, всемерно используется облачность, подход со стороны солнца, а при обстреле зенитной артиллерией широко применяется противозенитный маневр. Часто под огнем зенитной артиллерии противник беспорядочно сбрасывает бомбы и быстро уходит из зоны зенитного огня.
Опыт боевого применения зенитной артиллерии показывает, что хорошо подготовленные первые залпы, как правило, заставляют противника немедленно применять противозенитный маневр и очень часто - отказаться от выполнения боевой задачи. Поэтому на подготовку первого залпа всегда необходимо обращать особое внимание.

Части ПВО должны быть всегда готовы вести самостоятельную борьбу с наземным противником. К этому обязывают условия и характер текущей войны. Там, где подготовке борьбы с наземным противником уделяется должное внимание, зенитная артиллерия является грозным оружием. Примеров этому много.
17 августа батареи 21-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона ПВО Брянского фронта, оставшись на прикрытии одни в связи с отходом пехоты, своим огнем уничтожили 8 танков, 3 орудия, 4 миномета и до 150 человек мотопехоты противника, заставив последнего перейти к обороне.

Из донесений видно, что целый ряд подразделений зенитной артиллерии и пунктовой истребительной авиации очень метко ведут огонь и своевременно отражают налеты одиночных самолетов и групп:

1) 17 августа 474-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион ПВО Северо-Западного фронта, несмотря на усиленные попытки противника, в течение дня 19 раз отразил налеты противника и не допустил ни одного самолета к объекту.

2) 18 августа 504-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион ПВО за один только день сбил три самолета До-215.

3) 454-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион ПВО Юго-Западного фронта сбил Не-111, израсходовав 83 снаряда, а другие подразделения сбили два самолета Ю-87, израсходовав только 85 снарядов.

4) На Ленинградском фронте 3-я батарея 447-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона ПВО сбила два самолета противника, в то время как в целом дивизион израсходовал всего 40 снарядов.

5) Зенитная артиллерия пункта ПВО Запорожье с 25 по 27 августа сбила 8 самолетов и уничтожила 9 танков противника.

6) Зенитная часть, прикрывающая Каневский мост через реку Днепр, несмотря на 150 попыток противника группами от 10 до 50 самолетов разрушить мост, успешно отражала налеты противника: мост был сохранен до выхода наших войск на рубеж Днепра.

Наряду с отличными показателями в боевой работе зенитной артиллерии, имеют место и очень плохие показатели. Нередко в дневных условиях зенитные батареи тратят значительное количество снарядов, но ни одной цели не сбивают. Причины этому - личный состав плохо овладел материальной частью, плоха предварительная подготовка батарей к стрельбе. Так, где зенитная артиллерия плохо стреляет, там всегда обнаруживается недооценка со стороны командного состава вопроса стрелково-артиллерийской подготовки и тщательного изучения зенитной артиллерийской техники.
Необходимо всегда и везде использовать время, свободное от боя, на повышение своей боевой выучки и на тщательное изучение техники."