Найти в Дзене
Profit Time

Почему мы не видим очевидных вещей?

Оглавление

Удивительно , но человек парадоксально невнимателен, и резкое изменение деталей может застать его врасплох . Например , отвлекшись на капли на лобовом стекле, водитель может не заметить возникновения аварийной ситуации на дороге . А что, если в ходе разговора изменить внешность знакомого ? В диалоге человек даже не заметит перемены цвета волос, черт лица или формы носа . В новом материале попытаемся разобраться , почему мы так невнимательны и как с этим бороться .

Изображение из открытых источников. Носит иллюстративный характер.
Изображение из открытых источников. Носит иллюстративный характер.

Рассмотрим классическую ситуацию , которая случалась в жизни любого из нас .

Мужчина приходит домой после трудного дня . Он измотан и хочет отдохнуть не только физически , но и морально . На входе в квартиру его встречает жена или девушка , которая сегодня была в парикмахерской . Она ожидает , что он оценит ее старания , но к ужасу он ничего не заметил .

Вероятно , после этого дело окончится ссорой . Естественно , девушка хотела порадовать его , но он даже не сделал комплимента . В результате оба расстроены .

Подобные случаи бывают и в работе, когда мы долго разрабатываем какой-либо проект и нам начинает казаться, будто мы топчемся на месте и ничего не меняется . Мы не видим того , что происходит прямо на наших глазах .

Этот феномен ученые называют слепотой к изменениям . Он активно изучается с 1990 года . В ходе опытов не раз доказывалось , что человек не видит наиболее очевидных вещей и отвлекается на мелочи , не имеющие значения .

В 1995 году исследователи показали , что это достаточно частое явление . Они показывали респондентам картинки либо в различных частях экрана , либо в одной . Когда испытуемые рассматривали изображение , они должны были нажать на одну из клавиш , если видели изменения . В лучшем случае идентифицировать какие - либо корректировки им удавалось в половине ситуаций .

В 2000 году Дэниел Саймонс и Дэниел Левин доказали , что люди чересчур самоуверенны в вопросе внимания . Они пригласили порядка 290 студентов с курса психологии и предложили им отследить изменения в отрезке видео . При этом им рассказали заранее, что конкретно они должны увидеть . После у них спросили, каковы их шансы что - либо определить . Естественно , большая часть респондентов указала , что она способна это сделать . Но результаты доказали , что из лишь 11 % справились с задачей , а остальные переоценили свои возможности .

Почему мы не видим перемен ?

Возникает феномен в двух случаях : либо человека что - либо отвлекает на фоне ( разговор , музыка ), либо слишком плавное изменение ( цветок , который плавно меняет свой окрас) . Сама по себе медленная трансформация и является причиной нашей кажущейся невнимательности . Достаточно вспомнить родителей , которые не замечают , как взрослеет ребенок, в то время как окружающие постоянно про это твердят .

В качестве примера можно также привести и походы в кинотеатр . Мы можем рассматривать один и тот же дубль по кругу , но не заметить погодных изменений или смены косметики на актрисе . Такие ляпы получаются в результате многочисленных пересъемок , так как все стремятся выдать идеал , но получается как всегда . Монтажеры также стараются выискивать такие моменты , чтобы избежать неудачных кадров , однако , за всем не усмотришь и всегда найдется кто - то повнимательней .

В чем причина возникновения слепоты к изменениям ?

Один из популярнейших исследователей в этой области Д . Саймонс предложил следующую аналогию , чтобы объяснить работу нашего восприятия .

Наше сознание выглядит, будто сайт в интернете . В любой момент мы прогружаем любую необходимую нам информацию , как будто мы нажали на гиперссылку и перешли по ней . Вместе с этим у нас возникает ощущение , будто данная страница находится прямо на устройстве . На самом же деле она расположена в интернете и , если выключить сеть , мы не получим к ней доступ .

Мы также уверены , что все данные содержатся в нашем подсознании и в любой момент мы можем получить ее . Но все это иллюзия .

В 2001 году Кевин О ’ Роджер объяснил это явление . Он выдвинул предположение , что на самом деле весь окружающий мир хранится на внешней памяти , к которой мы всегда можем получить доступ . Соответственно , сознание не просто собирает общее представление об окружающих предметах и хранит его, будто фотографию , но и постоянно дорисовывает ее , дополняя новыми штрихами . Если внезапно возникает что - либо неожиданное , как , например , соринка на столе , внимание автоматически добавляет его в сюжет . Выходит , когда вместе с этим появляется что - то более серьезное , мы не видим этого , так как мы уже заметили пятно .

В данном материале представлена лишь верхушка разработок и гипотез ученых по этому поводу . Однако даже их достаточно , чтобы понять , что мы многого не замечаем . Слепота к изменениям — постоянный спутник нашего сознания . Она доказывает ограниченность возможностей мозга . Мы не можем видеть все и не способны запомнить абсолютно каждую деталь . Но само знание этого заставляет нас задумываться о данной проблеме и начать работать в направлении ее исправления .