Смотреть на живопись как на красивые картинки – всё равно что восхищаться бархатистой кожицей персика, не смея помыслить познакомиться с фруктом ближе. И ещё более бессмысленно относиться к искусству с позиции нравится картина или не нравится.
Чтобы показать глубину значения искусства, я расскажу вам об одном явлении в истории портрета, которое поначалу имело утилитарное значение, а потом приобрело глубокий смысл.
Думал ли о философском смысле английский король Карл I, заказывая свой бюст у итальянского скульптора Джованни Лоренцо Бернини? Полагаю, что нет. Королю просто нужен был свой скульптурный портрет. И он получил его, несмотря на то, что балованый заказами скульптор отказался приехать в Англию.
Выход нашёлся простой. Придворный художник Антонис Ван Эйк выполнил тройной портрет короля, который отправили в Рим. По картине Ван Эйка Лоренцо Бернини изваял бюст Карла I, и скульптура отправилась в Англию. Вся история длилась около трёх лет.
Сам ли Ван Эйк придумал изобразить Карла I с трёх сторон или видел где-то подобные работы, сейчас уже никто не скажет. Однако известно, что ранее уже делались портреты, представляющие фас заказчика с его левым и правым профилями. Например, портрет ювелира кисти Лоренцо Лотто, сделанный за сто лет до описываемых событий.
В свою очередь портрет короля Карла I запустил в истории цепочку создания похожих образов (листайте галерею выше): портрет кардинала Ришельё, что также был предназначен для скульптора, женские образы «Rosa Triplex» Габриэля Россетти, которые стали самостоятельным произведением, и ряд работ XX века.
Остановлюсь на двух из них.
Первый – это «Тройной автопортрет» Нормана Роквелла – самая знаменитая вещь автора, ставшая символом американского искусства и положения художника в современном мире. Мы то ли творцы, то ли шуты, то ли менеджеры самих себя. «Сумей себя продать или умри!» –говорит художнику мир.
Ныне картина находится в коллекции Стивена Спилберга.
И моё любимое, рисунок Зинаиды Серебряковой. Я создала постер на основе этой зарисовки, поскольку провела параллель со своими материнским буднями.
Вот мы и проследили, как одна идея трансформируется в другую, утилитарное значение сменяется жизненной философиией: самоиронией и победой над страхом перед публикой.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
Материнские образы Эжена Каррьера: как обойтись почти без контрастов