Найти в Дзене

Неудобная ситуация между императрицей и Серовым

Оглавление
Картина В. А. Серова, автопортрет художника
Картина В. А. Серова, автопортрет художника

Что Вы можете сказать о Серове? Что он талантливый художник, развивавший в себе мастерство рисования с малых лет? Может Вы его знаете, как хорошего друга Врубеля и Коровина? Или он больше известен, как ученик тех самых Репина и Чистякова? Да, все это правда, но все это - лишь сильно обобщенные главные факты из жизни Серова. К сожалению, или к счастью, но они не могут раскрыть личность человека, его характер и самобытность.

Именно поэтому мне и пришла в голову идея этой статьи. Я Вам расскажу одну историю, приключившуюся со знаменитым портретистом, и, возможно, для Вас этот художник станет чуточку ближе и понятнее.

(Кто хочет перейти сразу к истории, можете пролистать до следующего заголовка)

Хотелось бы начать цикл биографических рассказов о художниках XIX века именно с этого портретиста. Ведь на тему него у меня большие планы. Если Вам интересен В. А. Серов, в скором будущем вы сможете увидеть больше информации о нём на моем канале.

Но для начала немного предыстории…

Вообще, стоит сказать, что Валентин Серов уже имел опыт с "императорскими заказами" до интересующей нас истории. В связи с влиятельным кругом заказчиков вокруг Репина, учителя Серова, самому Серову также часто доставались влиятельные ценители работы руки искусного художника. Так, однажды, портретист получил крупный заказ от харьковских дворян. Заказ состоял в том, чтобы написать портрет Александра III и его семьи.

Картина В. А. Серова, "Александр III" 1899 года
Картина В. А. Серова, "Александр III" 1899 года

В связи с этим заказом Серов выезжал в Данию, работал над полотном три года. Но вся сложность работы состояла в том, что сам Валентин видел государя в живую только один раз. По этой причине вся работа над заказом шла по памяти и фотографиям императора.

Но Александр III не то, что бы был в восторге от этой встречи, хоть и уделил портретисту время для разговора. В принципе, такую первую реакцию можно объяснить характером императора и его государственной должностью.

В итоге мы видим, что Серов уже имел опыт с серьезными заказами, на тот момент уже был достаточно известен, востребован, а также знал царскую семью, пусть и косвенно.

Портрет Николая II

Картина В. А. Серова, "Портрет Николая II" 1900 года
Картина В. А. Серова, "Портрет Николая II" 1900 года

Когда Серов работал над портретом Николая II, произошел необычный казус. Если быть точнее, то в процессе написания полотна императрица высказала свое недовольство, касательно манеры и схожести написания портрета. Она не считала, что портрет похож на её мужа. Царица решила указать на недостаток профессионализма мастера, на что ответил не столько сам Серов, сколько его вспыльчивость.

Конечно, он оскорбился: Серов предложил императрице самой взять в руки дело и закончить портрет так, как ей бы хотелось. Художник уже хотел оставить работу незаконченной и уйти, но Николай II хотел сгладить конфликт и извинился перед Валентином Александровичем. Это успокоило портретиста и полотно было закончено.

Стоит заметить, что Валентин Александрович отличался неспешной манерой написания картины, задумчивостью в каждый мазок, подобно манере его учителя Чистякова. Так что Николай II проявил себя довольно снисходительным, мягким и сдержанным человеком, особенно если вспомнить то, что именно он разрешил конфликт.

Кстати, портрет впоследствии был принят и высоко оценен. Коровин писал про портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора…»

(Цитата взята с Википедии "Серов, Валентин Александрович", при необходимости, можете почитать для общего взгляда на тему)

Картина В. А. Серова, "Портрет Ольги Трубниковой"
Картина В. А. Серова, "Портрет Ольги Трубниковой"

Одна выноска из статьи "Ангелы и демоны Валентина Серова" также может пролить свет на ситуацию, но уже с другого фронта. Жена Серова Ольга обвиняла мужа, в излишней горячности, в том, что он из-за ерунды поссорился с семьёй императора.

"Что тебе стоило промолчать... То, что у императора на портрете не те щеки и подбородок, Александра Федоровна сказала от любви к мужу... Царь хотел сгладить неловкость и ей поддакнул, напомнил тебе, что царица-де училась живописи и хорошо в ней разбирается...", - предположительно говорила Ольга портретисту.

(Цитата взята из статьи "Ангелы и демоны Валентина Серова")

Скорее всего, Серов также стыдился впоследствии своего поступка, своей вспыльчивости. Тем не менее, эта история отлично рассказывает быт художника.

В. А. Серов был востребован, популярен, имел высокий авторитет и лучшие заказы, о которых другие художники могли только мечтать. Несмотря на это, Александр Валентинович не хотел льстить высшим чинам и становится придворным портретистом. Он не хотел личной выгоды подобным путём, что, как мне кажется, показывает его сильной и независимой личностью.

Ну а какие другие подобные случаи вы знаете между художниками и заказчиками? Будет интересно узнать ваше мнение и услышать ваши истории. А пока на этом все, спасибо за прочтение, и хорошего Вам дня!