Керчь удивительный город. Впрочем, как и весь полуостров. Немного мест на земном шаре, где бок о бок стоят несколько городов, возраст которых переваливает за тысячи лет, и которые успели побывать столицами огромных государств.
Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками
Керчь один из таких городов. Это восточные ворота Крыма. Всяк, входящий в Крым с материка со стороны Тамани не минует Керчь. Она ждёт его хоть самым краешком при съезде с моста и транзитом на поезде через станцию Керчь-Южная.
Тут ещё неандертальцы жили! Самый древний город на земле?) Полноте, даже украинские историки, предки которых выкопали Чёрное море, таким не страдают. Но город старый. Первое городское поселение было основано тут греческими колонистами из Милета в VII век до н.э. и называлось Пантикапей.
Со временем греческие города-полисы по обоим берегам пролива (который в те далёкие времена называли Босф(п)ором Киммерийским, для отличия от "оригинального" Босфора) потеряли независимость и объединились в Боспорское царство под властью Пантикапея.
Боспор не устоял под натиском гуннов. И потом кого тут только не было. Византия, Хазарский каганат, Тумен-Тарханское (Тмутараканское) княжество, Генуэзская торговая республика, Блистательная Порта, Российская Империя. Менялись властители и государства, а город стоял.
В такой город нужно было выходить вдумчиво. Никуда не бежать. Пройтись по нему пешком. Прокатиться не спеша по центру. Подняться на вершину горы Митридат. И как Митридат Евпатор, окинуть взглядом окрестности, благо отсюда виден даже Таманский берег.
Разумеется, никакого кресла Митридата, о котором твердят туристы, тут нет. Точнее, нет кресла в привычном нам виде. Кресло Митридата - это углубление в скальной породе, напоминающее по форме трон, на котором (или в котором), по легенде, и сиживал Митридат, обозревая ойкумену.
Кресла нет, а что есть? А есть остатки (раскопки) древнего Пантикапея. Это первый греческий полис (город-государство) на берегах Чёрного моря. И сразу в проливе. Так и торговать удобнее, и воевать. Пантикапей чеканил свои серебряные и золотые монеты, что тоже говорит о значимости полиса в то время.
Город рос и богател, что неудивительно, ведь он стоял на перекрёстке торговых путей между Европой, Азией и Средиземноморьем. И хоть государство Боспор и пало от рук гуннов, а Пантикапей ещё не раз был разрушен и менял названия, он каждый раз, как птица Феникс, восставал буквально из руин и пепла.
Так вот поднимешься на эту высоту, посмотришь на эти древние камни, вспомнишь все эти зигзаги истории. Что твоя жизнь по сравнению с историей и возрастом этого города? Тут даже космических масштабов для сравнения не нужно, достаточно просто одного города, возраст которого к трём тысячам подбирается. Москвы не было, а Керчь уже стояла!
Я несколько раз пихал в панамку Керчи за её общий вид и неблагоустроенность. Но в этот раз я обойдусь без урбанистической критики. Всё, что тут можно обнаружить, вы, поди, и без меня знаете, и что тому причиной и что делать - тоже. В этот раз я гулял по городу, лакомился эклерами, пил кофе и отправлял на материк открытки.
Керчь потихоньку из центра промышленности превращается в центр туризма и курорт. Движение это очень медленное, но, думаю, открытие мостов этому поспособствует. Тут можно задержаться минимум дня на два, а то и на три, прогуляться по центру города, пробежаться по крепостям и античным раскопкам. Главное, возьмите хорошего гида, чтобы погружение было полным.
Вторая часть "выходного" керченского дня выдалась не менее интересной. Удалось договориться и взять интервью у удивительного человека. Как говорил товарищ Саахов: "спортсмэнк, комсомолк и, наконэц, просто красавиц". За комсомолку не гарантирую, но со всем остальным - порядок.
Знакомьтесь: Кристина Трактирова. Ни больше, ни меньше - владелец автомастерской из маленького подмосковного городка Высоковск, в арсенале которой восстановленные собственными силами до движимого состояния советские автомобили, в частности, запорожцы ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968.
На "Жуже" 968 Крис и приехала в Крым. За рулём. Мы встретились на городском празднике, названия которого я уже и не помню, и даже не помню, чему он там был посвящён. Но по случаю праздника был организован парад ретро-техники, а по случаю парада Крис на него была приглашена.
Само интервью я дам в отдельной статье, а здесь буквально несколько фотографий для затравочки.
Вот так, культурно нагулявшись, набрав велосипедного скарба (в первую очередь камер, клеить их просто надоело) я отправился в берлогу клеить старые, паковать новые, собирать багаж и собираться в дальнейший путь-дорогу: утром мне предстоял выезд в сторону Азовского моря, конечным пунктом стояло село Азовское, у Азовско-Акташского канала. А там и до Крымской АЭС рукой подать
Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)
Участок: Керчь
Расстояние за день: 19
Расстояние итого: 2984
Из них:
на велосипеде: 2093
на автобусе / такси: 3
на кораблях: 2
на своих двоих: 67
на трамвае: 34
на поездах: 906
Реки: Мелек Чесме
Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа | День 25: Навигатор не подвёл! | День 26: Пора на урок | День 27: И снова галочка "грунтовые дороги" | День 28: Шакалы, вилы и борщик с пампушками | День 29: Непредвиденный Краснодар | День 30: Краснодар город контрастов | День 32: Старыми добрыми тропами | День 33: Селям Алейкум, Къара Дениз | День 34: Город белой невесты | День 36: Что бывает, если отключаешь голову | День 37: Анапец | День 38: Междуморье | День 39: Тамань | День 40: Крымский мост