Основную часть этой истории мне рассказал фанат Пинка в ночном вагоне на перегоне Когалым-Сургут. Почему рассказал? Да увидел у меня в сумке альбом концерта Пинк Флойд в Париже за 1977 год, там они в концертном варианте прогоняют на каком-то стадионе свой девятый круг коммерческого ада, альбом Wish You Were Here.
Редкая довольно пластинка, тираж на выходе не более 5 тысяч, при этом Роджер Уотерс их нещадно преследует и уничтожает, терпеть не может пиратских копий. И, честно говоря, по звуку этот концертник и рядом не стоит со студийным, но вот эти как раз дефекты левой пиратской записи и делают "бутлег" доподлинной ценностью. Тем более сейчас, 44 года спустя, этой лимитированной записи остались штучные экземпляры. И к продаже они сейчас запрещены.
И вытащил я его из дальнего шкафчика с целью не продать, но поменять на аналогичный "бутлег" записи Пинков к фильму Забриски Пойнт, год примерно 1970, то есть и постарше моего, то есть, возможно, и дороже. Но и послабее моего, в музыкальном содержании, то есть, возможно, и не дороже.
В общем этот фан Пинка, назовём его Нафаня, прямо завёлся весь и говорит: «Меняйте! Забриски – это же полный пин-код Пинк Флойд, это репетиция и Помпей, и Свиней, и Стены. И много чего ещё. Я был там сам на одной репетиции в 1969-м, по обмену стажировался в языке в Фениксе и поехал посмотреть на съёмки Великого Антониони. Пойду, принесу кофе!»
Ну, вообще-то, насколько я знаю, саундтреки для Антониони Пинки писали в Риме и в Долину Смерти в США не ездили. Но это по официальной истории. А тут живой участник. В общем, ехать было ещё 4 часа, ну, как говорится, чего бы и не занять уши новым баяном? Диктофон у меня, естественно, не было мысли включать, потому могу в деталях и ошибиться, расскажу что запомнилось. Дальше мне проще от первого лица, только прошу учесть – лицо это уже не я, а Нафаня. По принципу насадить другому свои мысли в голову, как растения, в чём и заключалась идея фильма Великого Антониони.
Попал "я" в группу легко, рядом стоял при историческом скандале, когда Марк Фрешет прямо-таки врезал этой бабе, дело было в Бостоне, а я пытался не дать Марку прибить гражданку. И тут подошел Антониони лично, без всякого кастинга пригласил нас сняться. По-моему он пригласил нас вместе, чтоб не подумали, что у него к красивому парню любовный интерес, тогда это уже входило в моду, а ля Элтон Джон и всё такое. А так это мы типа пара, если что.
И там, да, в Долине Смерти шатался за мэтром парень по имени Роджер, худой, долговязый. Я тогда вообще ничего не знал про Пинк Флойд, да и никто не знал, Антониони этого парня только что не пинал, точнее очень подчеркнуто вежливо просил не мешать, но и не гнал совсем – всё-таки вникнуть в тему композитору тоже надо.
Вообще Антониони сам был взрывной, и очень оскорбился, когда Марк в самом начале фильма, во время революционных дебатов встал прямо во время съёмки и вышел со словами «…умереть за революцию? Да раньше сдохну тут от скуки!» Но Роджер прямо зааплодировал – «крутяк!» И потом попытались ещё три дубля сделать, но это и правда была уже тоска. Так в фильм и вошло с выходом.
Потом уже на подходе к самой Долине Смерти, когда Дарью хулиганы-малолетки окружают, по-моему, тоже не по сценарию, уже не Марк, а Роджер чернявого мальца подучил сказать девице «Дай поиграть с твоей задницей». По крайней мере, он был в супер восторге от этой сценки и даже написал какой-то зигзаг в своём блокноте. Он не писал ноты, он свои какие-то значки рисовал, наверно шифровался, чтоб музыку никто не украл. А идею девицы на дороге он потом воплотил в альбоме про автостоп.
У Роджера идея получила совсем нескромный оттенок:
Да, а сами съёмки в Долине Смерти, это разве не репетиция похода Пинков на Везувий? Да и сама запись Pink Floyd: Live at Pompeii на руинах погибшего города, не зеркало ли идеи Антониони? Но чисто музыкальное зеркало, без всей этой нудоты нео-реализма, с разговором не пойми о чём. У меня есть версия официальная фильма «Помпеев» еще на видео, теперь и на DVD , есть и новая запись Дэвида Гилмора в 2017-м. Сильнейшие вещи, все их знают. В общем, думаю, что Пинки по полной программе ответили мэтру за то, что он из всей их работы над фильмом в прокатном варианте оставил три трека.
Перейдём теперь к идее разрушения Стены. Там нами с разрешения мэтра была проделана огромная работа. Мы сделали концерт на заброшенном складе, который потом взорвали. Сильный был эпизод в комнате, застеленной каким-то мягким покрытием, всё в розовом цвете, подушки и всё такое. Там снова хипники кувыркались, но уже не в пылище из соли и мела, а в розовых лепестках. Шериф приходит, их разгоняет, как и по жизни было, ведь Великому Антониони пришлось перенести по требованию полиции место съёмок подальше от жилых районов. Потом мы ели в этой диван-комнате какой-то пинк-пудинг, его Роджер придумал, это было классно, мы им ещё и кидались, мазались. И ещё Роджер на широкий деревянных лыжах волочил лебёдкой по залу тяжеленную металлическую скульптуру, которую сварили по его чертежам. И эта железяка обдирала покрытие гламурное.
И – главное - музыка тут была супер, отпад, полная свобода. Играли плотники на топорах и пилах, хиппи на бутылках, девицы крутили пальцами по бокалам разной наполненности, весь зал гудел, как тибетская чаша для медитаций от этого. И потом этот взрыв, и летящие мороженые куры – Роджер-то у себя пошёл дальше, у него свиньи летали, но это все знают. А всего того, о чём я рассказываю, никто не знает. Все эти гениальные выходки Антониони вырезал из фильма. Только взрыв оставил, но переснял его на вилле.
Хотя, если присмотреться к фильму внимательно, мы видим, что над виллой летает то, чего там не было, те же куриные тушки, тряпьё со склада.
Вообще фильм полностью провальный, убытков принёс мэтру почти миллион, при затратах в 4 миллиона. И если бы не музыка Пинк Флойд его бы давно забыли.
Нафаня рассказывал ещё много чего, я спать жутко хотел и не всё запомнил. Но самое интересное было потом. Я решил взять знатока с собой. Он вместе со мной поехал к коллекционеру в район Строителей. И мой обмен не состоялся, потому что он прослушал бутлег (полная муть, обрывки звука, но, правда – только Пинк, на моём и Роллинги есть, да и вы сами можете посмотреть, в сети этих официальных записей полно). Спросил меня – «Вам интересно?» Я – «Нет».
И он купил его не торгуясь за 32 штуки баксов, сказав «а мне, само то!» Ну, такие коллекционеры, наверное, только в Газпроме водятся… Я же не такой уж фанат, потому не очень-то и расстроился, поехал в район геологов уже сам и спокойно, всего за три штуки, купил «Стену», не бог весть что, но первое японское издание. И – самое главное – к ней третьим диском продавец приложил «Помпеи», тоже бутлег, который для реального коллекционера ценнее всех фирменных альбомов. Их-то продано 250 миллионов экземпляров, а левых-то всего по 4-5 тысяч изначально, а сейчас-то и вообще единицы.
Вот фото этого "бутлега". Вы не поверите, но на чистый картонный конверт плохонько приклеена невзрачная бумажка с чмуром в противогазе. И никаких опознавательных знаков. Но музыка из « Pompeii », это точно. Бумажка с номером есть, пометка USA/1974/ . Разберусь.
Если публикация интересна, задавайте вопросы.