Данте Алигьери всем читателям знаком, прежде всего, как прекрасный поэт, автор «Божественной комедии» (характеристику «божественная» дал этой поэме Боккаччо).
Но гений Данте проявился не только в поэзии, но и в истории политической мысли. Примером такого рода может служить трактат «Монархия», написанный Данте в период с 1307 по 1313 годы.
Во время жизни Данте в разделенной на независимые государства Италии происходили постоянные столкновения между сторонниками императора Священной Римской империи (они назывались гибеллинами) и папы римского (последние получили название гвельфов). Данте относил себя к белым гвельфам, выступающим за диалог с гибеллинами.
Трактат «Монархия»
Великий флорентиец в трактате «Монархия» задается главным вопросом: кто может принести мир в истерзанную войнами Италию? Новаторским для своего времени ответом Данте был - император. Власть ему дается Богом и распространяется на весь мир. Помимо божественной санкции, эта власть основана на праве, морали и природе мирового устройства.
Император является арбитром между политическими частями империи, гарантом мира и спокойствия на всей территории. Для соблюдения мира человеку остается только воспроизвести образец, установленный Богом на небесах. Таким образом, Данте оптимистично смотрит на возможность существования всемирной монархии под руководством мудрого императора.
Хотя природа человека после грехопадения Адама испортилась и в нем проявилась одна из самых опасных страстей – алчность, государство может вылечиться от болезней. Помощником императора требуется назначить философа.
Данте и Августин
Возможно, Данте в данном месте полемизирует с другим выдающимся мыслителем – Блаженным Августином, автора труда «О Граде Божием». Для Августина вся человеческая история представляет собой борьбу между Градом Божьем, или божественным сообществом, и градом земным, мирским сообществом. Из-за грехопадения человека власть земная становится также греховной.
Государственная власть является «большой разбойничьей шайкой», хотя и необходима для установления на земле порядка.
Индивидуальный интерес и «эгоизм» в граде земном противопоставляется общему благу и «любовью к Богу» - в граде Божьем. Возможность гармоничного сосуществования «Двух Градов» предустановлена только в конце истории, после пришествия Христа.
В отличие от Августина, Данте верил в мирное объединение светской и духовной властей. Сравнивая первую с Луной, а вторую – с Солнцем, Данте писал:
«Хотя Луна не имеет обильного света иначе, как получая его от Солнца, отсюда еще не вытекает, что Луна получает от Солнца свое бытие… Луна отнюдь не зависит от Солнца также и по своей силе, и по своей действенности в абсолютном смысле, ибо движение ее обусловлено собственным источником движения…»
Авторитет власти император получает не от папы римского, а от Бога. Но папа римский не должен подчиняться императору, так как концентрация «двух мечей» власти в одних руках ведет к произволу и нарушению Божественных установлений.
Хотя сегодня многие положения трактата Данте кажутся утопичными, влияние «Монархии» на всю последующую политическую мысль и литературу неоспоримо. После Данте наступила эпоха национальных государств. На Данте заканчивается история Ренессансного томления по мировому монарху.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!