Давайте разберем подробнее картину одного из моих любимчиков. Дамы и господа, Жак-Луи Давид и его «Клятва Горациев»!
Сюжет: два города, Рим и Альба-Лонга, враждуют. Спор между городами должен решить поединок между тремя римлянами, братьями из рода Горациев, и их противниками из города Альба-Лонги, братьями Куриациями.
Главный твист: Горации и Куриации были друзьями детства, к тому же их связывали родственные отношения. Одна из сестер Куриациев была замужем за Горацием, в то время как одна из сестер Горациев обручена с Куриацием. Однако родина зовет, и на картине братья дают клятву отцу защищать город.
Гармония картины создается симметрией и равновесием её геометрических форм. Вся композиция построена на числе три. Фон картины, разделённый тремя арками (они создают визуальную стабильность), дополнительно затемнён, чтобы выделить фигуры на переднем плане. В центре картины отец Горациев протягивает своим троим сыновьям три меча. В ответ три сына Горация вытягивают к нему руки, выражая готовность к бою. Картина простая в композиции, но очень сильная)
Есть занятная деталька – по распространенному мнению, изображенный на картине римский салют, а по-простому зига, послужил вдохновением для нацистов. Более ранних источников так называемого римского салюта не нашли, так что возможно Жак-Луи Давид оставил свой след в фашизме. Что не делает его картину хуже, конечно же.
Братья Горации зигуют (ну или показывают где солнце) папе:
Еще деталь - отец держит мечи за лезвия и вполне отлично себя чувствует. Это из-за того, что тогда мечи затачивали ближе к острию, поэтому тут все ок. Мечи на картине - центр композиции, обычно смотреть на картину зритель начинает именно с них. Один изогнут - намек на то, что вернется со стрелки только один из братьев.
«Клятва Горациев» очень подходит духу истории. Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин. Поэтому фигуры мужчин прямые и решительные, а женщины на картине написаны плавными и гибкими линиями. Контрасты))
Пока мужики собираются воевать, женщины горюют:
Такие прием и сюжет выбраны не просто так. Ну, времена такие были. Полотно написано в 1784, а революция во Франции началась в 1789. К слову, часто картину причисляют к «революционному классицизму».
Помимо идей о гражданском подвиге и любви к Родине, Давид еще обозначил переход живописи от рококо и главных персонажей-женщин в сторону классицизма и мужчин как главных героев полотен. Картина идеально ложится на известную фразу Дидро: «Писать надо так, как говорили в Спарте».
В итоге получилась мужская картина для настоящих мужиков))
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграм-канале: https://t.me/picturebymaslo
Ну или в инстаграме )
Добра!