Найти тему
ManGO! Games

Дизайн-мышление: создание того, что нельзя ни увидеть, ни пощупать?

Оглавление
Многие не понимают сути дизайн-мышления, многие критикуют...
Многие не понимают сути дизайн-мышления, многие критикуют...

Дизайн-мышление – это подход к инновациям, ориентированный на человека, совмещающий потребности людей, возможности технологий и требования к успеху бизнеса.

Многие не понимают сути дизайн-мышления, многие критикуют этот подход и называют выдумкой и бредом, но это распространенный подход, о котором много говорят, поэтому мы не можем пройти мимо и будем разбираться, в чем непонимание и противоречия, как применять метод и какие конкретно техники использовать.

О дизайн-мышлении мы уже писали, но это было описание концепции, публиковали рекомендации по дизайн-мышлению , но это был пример конкретного опыта. Сейчас поговорим о том, в чем источник критики и как начать использовать приемы дизайн-мышления.

В чем особенность дизайн-мышления

Многим кажется непривычным, что процесс, который раньше использовался только для создания чего-то осязаемого, начали применять для создания идей и стратегий. Мало того, многие не поняли, о чем речь, и посчитали, что все разговоры о дизайн-мышлении – это пустота, ничего конкретного не создающая. Это можно понять, ведь всю свою историю люди действительно связывали понятие «дизайн» с созданием чего-то вещественного или хотя бы наглядного.

И это не все сложности с пониманием сути дизайн-мышления:

  • Дизайн может быть связан с созданием того, что нельзя ни увидеть, ни пощупать.
  • Дизайн можно создавать вместе с пользователем.
  • Пользователь участвует в поиске идей, не зная о том, что невольно становится содизайнером.

Это основные особенности дизайн-мышления, в связи с которыми метод непрост для осознания. Дизайн-мышление – это способ мышления, благодаря которому создаются продукты мыслительного процесса.

Как люди пришли к этому? В середине прошлого века началось активное исследование в направлении искусственного интеллекта и обучения. Нужно было понять, как люди обучаются и как решают различные задачи. Это привело Герберта Саймона к теории ограниченной рациональности. Исследователи поняли, что люди часто нерациональны, а решение задач часто представляет собой креативный и веселый процесс. В рамках теории были также определены принципы креативности – поощрение любых идей, отсутствие критики, предпочтение количеству, а не качеству, группирование идей. Алекс Осборн , автор метода мозгового штурма, изучая креатив, пришел к тому, что в ходе поиска креативных идей нелогичные ассоциации должны поощряться, а не исключаться. Так и начало зарождаться дизайн-мышление.

Многие исследователи приходили примерно к одним и тем же выводам. Психолог Эдвард де Боно (автор метода 6 шляп ) считал процесс поиска новых идей управляемым хаосом. Сейчас проводят тренинги для руководителей , чтобы научить их организации такого процесса. В каждом из существующих подходов поиска инновационных решений «создаются вещи, которые еще не существуют». Вещь, которую создают методом дизайн-мышления, может быть физическим объектом, системой документов или организационной структурой.

Процесс разработки новых объектов представляет собой процесс принятия решений. Решения принимаются одно за другим, исследование задачи может вестись по-разному – с упором на логику и аналитику, или на латеральное мышление. Тут полезными будут навыки фасилитации и эмоционального лидерства , которые поддаются освоению и всегда будут полезным в системе корпоративного обучения.

Исследование задачи в дизайн-мышлении – это совмещение логичного (линейного) мышления и нелогичного (непоследовательного) исследования, а также возможность дизайнера переключаться между разными образами мышления часто и свободно. Этому помогают деловые игры на работе – в ходе выполнения основной работы и в процессе обсуждения.

Характеристики дизайн-мышления – создание вещей на грубом уровне точности, проведение тестирования с живыми людьми, учет результатов тестирования и продолжение попыток совершенствования создаваемого объекта, добиваясь лучшего баланса между создаваемым предметом и людьми, которые будут им пользоваться. Это требует комбинации эмпатии, исследования, создания прототипов и тестирования решения. Это дизайн, поскольку происходит создание объекта, и это мышление, поскольку представляет собой интеллектуальное исследование.

В дизайн-мышлении дизайн – это не просто создание артефактов, это и способ познания мира. Дизайн-мышление рассматривают как гуманитарную науку, поскольку цель процесса – не просто создание востребованного объекта, а исследование способов удовлетворения текущих потребностей людей. Не будет ошибкой сказать, что дизайн-мышлением занимались исследователи еще задолго до того, как это начало так называться.

Этапы дизайн-мышления

В структуру дизайн-мышления включают такие этапы:

  • Эмпатия. Ставим себя на место потенциального потребителя, мыслим, как он, пытаемся понять, что ему нужно и что для него будет удобным.
  • Фокусировка. Обрабатываем полученную информацию, отбираем самые приоритетные для клиента направления.
  • Генерация идей. Обычно это выработка нестандартных идей в процессе мозгового штурма, фасилитации, к которым привлекают сотрудников с разным опытом из разных отделов, чтобы получить разностороннюю оценку вариантов.
  • Выбор решения. Среди множества идей выбирается самая реалистичная и ожидаемая для потребителей версия.
  • Прототипирование. Разработка упрощенной версии продукта с основными функциями, которые решают все потребности клиентов. Прототип помогает понять, в том ли направлении движется команда по созданию продукта, и отказаться от продолжения на раннем этапе создания.
  • Тестирование прототипов. Решение относительно продолжения разработки принимается после тестирования прототипа. Тестирование происходит на протяжении всего пути создания прототипа и продукта.

Стадии могут повторяться, процесс проходит итерационно.