Найти тему
С Богом по жизни

Эмоциональное проповедование

Оглавление

Должна ли проповедь нести в себе эмоциональную составляющую? Слово «эмоция» родственно таким словам, как «моцион», «мотивация», «мотив» и даже «мотор». Это то, что побуждает людей принимать решения и действовать на их основании. Этого можно достичь разными способами. Можно приводить мощную аргументацию, взывая к разуму, обличать в грехе, взывая к совести, вызывать страх, показывая последствия неправильных действий, — а можно пробуждать чувства стыда, благодарности, любви и надежды. Ведь именно эмоциональное состояние побуждает людей проявлять храбрость перед лицом опасности, переносить испытания и страдания, преодолевать препятствия, противостоять греху, целеустремлённо продвигать дело праведности или выводить людей из состояния спячки или апатии.

Незадачливый евангелист, считающий, что достаточно будет просто сообщить людям факты евангелия — скупо изложить учение Христа, не интересуясь, что его слушатели видят и слышат в нём, — почти наверняка не будет иметь успеха. Можно изложить массу сведений из евангелия в сухой, монотонной (хоть и основанной на фактах) манере, которая никого не сподвигнет действовать. Если выступающий производит впечатление человека мало увлечённого или вообще не увлечённого тем, что он провозглашает, то и у его аудитории это вряд ли вызовет больше интереса, чем у него самого.

С другой стороны, использование эмоций только ради эмоций граничит с нечестностью и лицемерием. Хотя эмоциональная подача материала может так или иначе тронуть людей, эмоциональность как метод — это всего лишь вопрос того, как произвести впечатление. Каков может быть источник и результат такого усилия? Свяжет ли впечатлённый слушатель свою жизнь с Христом или же будет склонен стать последователем оратора, так завладевшего его чувствами? Если эмоциональное переживание вызывается человеком и используется просто как способ достижения цели, то и достигнутый результат будет лишь делом человеческим.

Результат может быть другим, если эмоции оратора вызваны тем, что он изучал Слово Божье и размышлял над ним. Если в это эмоциональное состояние его привело значение евангелия как для его собственной жизни, так и для жизни его слушателей, тогда источником страстности его благовествования является действие Божьего Духа через Его Слово. Это будет не просто действие человека, но действие Бога.

Именно такого рода эмоциональность мы видим и чувствуем, когда читаем полные боли и смятения слова Павла, когда он обращается к своим «детям» (Гал. 4:19). Как не разволноваться, видя, что его возлюбленные духовные дети отвернулись не только от него, но и от Христа? Если ему не удастся побудить их снова покаяться, то такое отступничество рано или поздно приведёт их к погибели. То, что так глубоко волновало Павла, было отражением Духа Христа в нём.

Какие эмоции проявлял Христос? Давайте рассмотрим эмоции Христа. Некоторые слова и выражения в греческом оригинале могут удивить человека, который мало уделял или вообще не уделял внимания этому вопросу. Эти эмоции включают в себя весь спектр от ликования до гнева и глубокого горя.

Радость

«Возрадовался духом Иисус» (Лк.10:21). Греческое слово, переведённое как «возрадовался» (агаллиао), означает «сильно радоваться, ликовать, испытывать счастье, быть вне себя от радости» (Бауэр). Оно означает такую великую радость, какая может исходить только от Бога.

Негодование

Увидев, что Его ученики запрещают родителям приносить своих детей к Нему, «Иисус вознегодовал и сказал им: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие”» (Мк. 10:14). Слово аганактео означает «негодовать», «возмущаться» или «гневаться».

Гнев

После того как умер Лазарь, «Иисус, когда увидел [Марию] плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и взволновался» (Ин. 11:33). Словом «восскорбел» переведено греческое эмбримаомай. «В небиблейском греческом языке оно может означать всхрапывание лошадей; в случае употребления его в отношении людей оно неизменно означает гнев, возмущение или эмоциональное негодование». Возможно, Иисус не «восскорбел», сочувствуя горю Марии и Марты и других плачущих, а разгневался из-за «греха, болезни и смерти в этом падшем мире» или из-за неверия и отчаяния плачущих (Карсон).

Ярость и горе

Перед тем как исцелить человека с иссохшей рукой, Иисус «посмотрел на [фарисеев] с гневом, скорбя об ожесточении сердец их» (Мк. 3:5). В этом стихе присутствуют оба термина: оргэ («гнев» или «ярость») и силлипео («скорбеть» или «сочувствовать»). Обычное слово для обозначения огорчения — липео, но в данном случае добавлена усилительная приставка син, которая в результате ассимиляции превратилась в сил-. Приставка усилила значение глагола «огорчиться» и придала слову выраженный эмоциональный оттенок.

Плач

«И когда [Иисус] приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём» (Лк. 19:41). Употреблённый здесь глагол клайо означает «рыдать», «оплакивать» или «плакать». Так и в самом коротком стихе Библии мы читаем, что у гроба Лазаря «Иисус прослезился» (Ин. 11:35). Тут использован другой глагол, дакрио; он стоит в форме аориста, и его ещё можно перевести как «залился слезами». Если первое из двух слов выражает горе, которое слышно, то второе говорит о слезах. Оба слова выражают сильные эмоции.

Сострадание

«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36). Словом «сжалился» переведён греческий глагол спланхнидзомай, который означает «пожалеть». Соответствующее существительное, спланхнон, — одно из самых ярких слов для выражения эмоций или чувств во всём Писании. В Восстановительном Переводе оно часто переводится как «внутренность», которая считалась центром сильных эмоций — таких, как привязанность, симпатия и жалость (см. Фил. 1:8; Кол. 3:12; Восстановительный Перевод).

Любовь, ненависть и другие эмоции

В этой группе можно назвать многие другие слова, описывающие эмоции Иисуса. Он знал, что значит «любить», как и «ненавидеть». Цитируя из Ветхого Завета, автор Послания к евреям сказал о Христе: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие». Иисус также испытывал такие эмоции, как удивление и тоска (см. Мф. 8:10; 26:37). Более того, когда мы слышим те страшные слова, которые Он произнёс с креста в Свои последние часы, — «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46) — мы не можем не предположить, что Ему даже было знакомо отчаяние.

Сердце Павла было отражением сердца Иисуса, как должно быть и у нас. Павел был сильно огорчён и удивлён из-за того, что галаты, его духовные дети, отвергли его и согрешили. В этом он действовал, как Иисус, который любил и был готов пострадать за тех, кого Он пришёл спасти. Мы ученики Иисуса, и поэтому у нас должны быть «чувствования» Христа (Флп. 2:5).

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что эмоции играют важную роль в нашем становлении тем, кем Бог предназначил нам быть. Внутренний мир Иисуса должен проявляться не только в наших действиях, но и в наших воззрениях. И тогда наши сердца будут настроены на одну волну с сердцем Иисуса.

История | С Богом по жизни | Дзен