Не понимая того, что нами движет, невозможно построить счастливую жизнь или успешную карьеру. Нередко именно полное непонимание своей мотивации при выборе карьеры приводит нас к «разбитому корыту» и нелюбимой профессии. Давайте разберемся, как могут помочь теории мотивации (теории потребностей) в поисках любимого дела. И почему хороший профориентолог должен быть экспертом в различных теориях мотивации и потребностей.
Дело не в деньгах
В 1976 году экономисты Уильям Меклинг и Майкл Дженсен опубликовали статью, главная мысль которой заключалась в том, что люди работают в соответствии с тем, как вы им платите. Именно поощрение, по мнению авторов, определяет стремление к результатам. К числу сторонников этой теории до сих пор относятся многие руководители, преподаватели и родители (например, когда выплачивают денежное вознаграждение детям за отличные оценки). Несмотря на многие «но» этой теории.
Так очевидно , что теория поощрений не работает ни в одной вдохновляющей истории успеха. От лучших компаний до олимпийского золота. Она не работает и там, где мы вспоминаем о сотрудниках некоммерческих и благотворительных фондов , зачастую работающих в невероятно сложных условиях без какого-либо материального поощрения. Что же мотивирует всех этих людей, если не деньги?
И вот здесь появляется второе направление в исследованиях ученых, называемое «теорией мотивации». Теория мотивации говорит нам о том, что люди делают что-то, когда они этого хотят. Точка. И нельзя приравнивать мотивацию к поощрению.
Перестать ненавидеть работу – это еще не полюбить
Одна из революционных идей теории мотивации была высказана впервые Фредериком Герцбергом в 1950-х гг. По мнению Герцберга удовлетворенность и неудовлетворенность – это два независимых показателя , а не «плюс и минус» одного критерия. Другими словами, можно одновременно ненавидеть и любить свою работу.
Герцберг выделяет два типа факторов , влияющих на наше отношение к работе: гигиенические и мотивирующие. Отсутствие или недостаток гигиенических факторов (заработная плата, условия работы, политика компании) приводят к неудовлетворенности работой. И если вы не хотите испытывать неудовлетворенность работой, то важно выявлять и устранять плохие «гигиенические» факторы. Но помните , что никакое улучшение гигиенических факторов не приведет к тому, что вы полюбите вашу работу. В лучшем случае вы перестанете ее ненавидеть. Именно поэтому профориентация в духе «Сколько вы хотите зарабатывать на будущей работе» и «Назовите ваши критерии идеальной работы» - очень опасная история. Опытный профориентолог знает, что итогом будет подробный перечень гигиенических факторов. Которые не влияют на любовь к своему делу.
Факторы, которые влияют на нашу любовь к работе, Герцберг назвал мотиваторами. К ним он от носит интерес, ответственность , признание заслуг и возможность карьерного роста. Без учета этих факторов , согласно теории Герцбергера, невозможно полюбить то, чем вы занимаетесь. Даже если ваша заработная плата исчисляется цифрой с пятью нулями. Более того, если в вашей работе присутствуют мотиваторы, то вы будете е е любить и у вас будет желание ей заниматься, даже если она не будет приносить вам огромные деньги. И таких клиентов в профориентации сегодня очень много: «Деньги есть, а счастье нет».
Главная ошибка при выборе профессии
Таким образом, если при выборе профессии в качестве главного критерия мы используем только гигиенические факторы (например, уровень зарплаты) , то неизбежно наступает момент, когда работа превращается в каторгу. Возможно, очень комфортную и высокооплачиваемую каторгу. Более того, однажды мы осознаем, что мы в ловушке. Ведь мы уже привыкли к стилю жизни, определяемому хорошей зарплатой. Но что-то счастья эти деньги уже не приносят.
Именно поэтому, выбирая профессию или работу, стоит в первую очередь искать ваши мотиваторы. И помнить, что у каждого они свои. Возможно, вам подходит «4-ка мотиваторов Герцберга » - интерес , признание заслуг, ответственность и карьерный рост. А возможно ваши мотиваторы будут из другой области. Теорий, которые предлагают разные классификации мотиваторов, сегодня очень много. Их изучением, в том числе, занимается современная профориентация. И хороший профориентолог, как правило, владеет знаниями из нескольких теорий потребностей. От пирамиды Маслоу до теории мотивации Дэвида Макклелланда .
Выбирая карьеру или профессию, помните об отсутствии знака равенства между тем, что приносит счастье, и тем, что является лишь гигиеническим фактором. Выбирайте то, что действительно имеет значение. А разобраться с «вашими» истинными потребностями и найти актуальные для вас на данном этапе мотиваторы в работе – это одна из задач хорошей профориентации. Кстати, часто разочарование в ранее любимой работе происходит по причине смены мотиваторов. В силу взросления, изменений в жизни, насыщения или пресыщения ранее актуальных потребностей.