Найти тему
Мир кораблей

Сражение при Доггер-банке

Морское соперничество между Англией и Германией

К началу Первой мировой войны соперничество между британским Гранд флитом и германским Хохзеефлотте достигло своего предела. Итог противостояния должно было решить генеральное сражение. Число боеготовых линейных кораблей обеих стран было примерно равным — семнадцать немецких дредноутов против восемнадцати английских. Обе стороны понимали, что противник обладает реальной силой, с которой приходилось считаться. Никто не хотел рисковать своими линейными кораблями, понимая, что в одночасье может потерять весь свой флот.

В начале войны тактика германского флота была оборонительной. Линейные #корабли не покидали пределов Гельголандской бухты. Упор делался на минную войну и атаки подводных лодок. Англичане также не горели желанием навязать немцам генеральное сражение. Они понимали, что небольшой перевес по числу дредноутов не даёт им решающего перевеса.

22 сентября 1914 года немецкая подводная лодка U-9 выследила и потопила три английских крейсера — Hoque, Cressy и Aboukir. За один час англичане потеряли три корабля и 1469 человек. 27 октября у небольшого островка Тори к северу от Ирландии на германской морской мине подорвался британский линкор Audacious. Корабль был спущен на воду два года назад. В этот день он должен был выполнять артиллерийские стрельбы. Для британского Адмиралтейства потеря дредноута была настоящей катастрофой , и этот факт был засекречен до ноября 1918 года. Но попытка оказалась неудачной. Месяц спустя в Германии уже знали, что Audacious потерян британским флотом. В результате главные силы Гранд флита были эвакуированы из базы в Скапа-Флоу и временно базировались на фьорде Лох-Суилли в северной части Ирландии.

Экипаж дредноута HMS Audacious  покидает свой корабль, тонущий у северного побережья Ирландии
Экипаж дредноута HMS Audacious покидает свой корабль, тонущий у северного побережья Ирландии

Упущенные возможности

К концу 1914 года большая часть английских кораблей вернулась из дальних походов. Основным театром военных действий стало Северное море. Стратегическая инициатива перешла к Германии. И она решила закрепить успех. Германское командование перешло к тактике набегов. Её целью было разбить английский флот по частям. Немцы хотели выманить противника в море, используя эскадру линейных крейсеров как приманку. А в море англичан уже ждали дредноуты Хохзеефлотте .

К операции, кроме лёгких кораблей, привлекалась 1-я разведывательная группа контр-адмирала Франца фон Хиппера. В её состав входили линейные и лёгкие крейсеры, а также эсминцы сопровождения. Первым этапом стал обстрел Ярмута 2-4 ноября 1914 года. Сильный туман помешал прицельной стрельбе с линейных кораблей. В то же время лёгкий #крейсер Stralzund произвёл скрытую минную постановку между Ярмутом и Английским каналом. 3 ноября на минах подорвалась английская подлодка D - 5, вышедшая из Ярмута для атаки немецких кораблей.

Британская общественность была в ярости. От флота потребовали решительных действий. Для предотвращения подобных набегов британское Адмиралтейство перебазировало линейные крейсеры адмирала Дэвида Битти в Кромарти. В дополнение к ним в Розайт была переброшена 3-я эскадра линкоров.

Точный доклад разведки

Следующую операцию немцы наметили на 16 декабря. Планировалось обстрелять побережье Йоркшира — города Скарборо, Хартпул и Уитби. Линейные крейсеры Хиппера поддерживали дредноуты Хохзеефлотте. О планах немцев вскоре стало известно британцам.

Британская разведка расшифровывала радиограммы немцев , о чем те и не подозревали. Англичане знали, что Хиппер намерен выйти из Яде. Они знали, куда он направляется, и когда он повернёт к родным берегам. Радиограммы перехватывались и обрабатывались в сороковой комнате здания британского Адмиралтейства на Уайтхолле. О выходе крейсеров Хиппера британские специалисты сообщили верно. Но то, что они будут поддержаны дредноутами, известно не было. Поэтому для перехвата немецких линейных крейсеров, кроме кораблей Битти, была выделена 2-я дивизия линкоров вице-адмирала Уорендера — шесть дредноутов и лёгкие силы.

Немцы имели реальную возможность атаковать часть британского Гранд флита и реализовать свой план. Но в условиях плохой видимости противники разошлись буквально в 10 милях друг от друга.

Немецкие линейные крейсеры идут к Доггер-банке. Справо налево SMS Seydlitz, SMS Moltke и SMS Derfflinger
Немецкие линейные крейсеры идут к Доггер-банке. Справо налево SMS Seydlitz, SMS Moltke и SMS Derfflinger

23 января из сороковой комнаты доложили о скором выходе немецкой эскадры — немцы под командованием Хиппера прибудут в указанное место в 30 милях севернее Доггер-банки 24 января в 7:00 утра.

Хиппер снялся с якоря примерно в 17:45, держа курс на север от Доггер-банки. В поход вышли линейные крейсеры Seydlitz, Derfflinger, Moltke и броненосный крейсер Blücher. Эскадру сопровождали лёгкие крейсеры Kolberg, Graudenz, Stralsund, Rostock и 18 эсминцев. Через несколько минут Битти вышел из Росайта. Английские корабли были поделены на две эскадры: 1-ая под командованием Битти (линейные крейсеры Lion, Princess Royal, Tiger) и 2-ая под командованием контр-адмирала Арчибальда Мура (крейсеры New Zealand и Indomitable). Из Гарвича вышли корабли поддержки: 3 лёгких крейсера и 35 эсминцев.

Доггер-банка —  гигантская отмель в южной части Северного моря. Наименьшая глубина здесь — не более 13 метров. По словам моряков, при особо сильном шторме и очень высокой волне дно обнажается. Судно может оказаться на морском песке — вдали от ближайшего берега. Глубина здесь в среднем на 20 метров меньше, чем на соседних участках Северного моря.
Доггер-банка — гигантская отмель в южной части Северного моря. Наименьшая глубина здесь — не более 13 метров. По словам моряков, при особо сильном шторме и очень высокой волне дно обнажается. Судно может оказаться на морском песке — вдали от ближайшего берега. Глубина здесь в среднем на 20 метров меньше, чем на соседних участках Северного моря.

Сражение начинается

Обе стороны прибыли на встречу вовремя. В 7:15 крейсер из Гарвичского отряда, Aurora, обнаружил силуэт трёхтрубного корабля. Это был Kolberg, находящийся в дозоре у Хиппера. На запрос световым телеграфом трёхтрубник открыл огонь , положив начало битвы у Доггер-банки.

Немцы увидели многочисленные дымы английских кораблей. Хиппер начал отворачивать на юго-восток. Встреча с английской эскадрой не входила в его планы. Скорость хода пришлось ограничить 23 узлами — Blücher не успевал за линейными крейсерами. Битти начал преследовать противника. Лёгким крейсерам поручалось держать противника в зоне видимости, пока линейные крейсеры нагоняли противника.

Битти приказал своим кораблям развить скорость до 29 узлов. Его #флагман Lion и крейсеры Tiger и Princess Royal разогнались до 27 узлов. За ними шли New Zealand и Indomitable. В 9:00, с расстояния 12 миль до противника, Битти отдал команду об открытии огня. Английские корабли построились пеленгом, чтобы задействовать в бою кормовые башни. Огонь был сосредоточен по замыкающему кораблю немецкой колонны, крейсеру Blücher.

Англичане пристреливались, и в 9:15 Blücher получил первое попадание. В это же время немцы открыли ответный огонь по английскому флагману. В 9:28 280-мм снаряд пробил ватерлинию крейсера и разорвался в угольной яме. Около 9:30 на дистанцию выстрела по Blücher подошёл крейсер New Zealand. Lion перенёс огонь на Derfflinger. Другие два крейсера продолжали стрелять по Blücher. Немецкий крейсер начал получать повреждения: один снаряд попал в район ватерлинии, другой разрушил кормовые надстройки. Большой урон нанёс снаряд, пробивший броневую палубу и взорвавшийся в коридоре подачи боеприпасов в носовые бортовые башни.

В 9:45 флагман фон Хиппера, Seydlitz, получил серьёзные повреждения, оказавшие влияние на весь ход боя. 343-мм снаряд попал в барбет кормовой башни D и вызвал пожар. Под угрозой взрыва оказались 6 тонн артиллерийского пороха. Экстренное затопление погреба помогло предотвратить взрыв . В машинное отделение проникли пороховые газы, рабочий персонал был эвакуирован на 1,5 часа.

Немцы начали пристреливаться по Lion. В 9:45 снаряд с крейсера Moltke пробивает носовую часть борта, уничтожает распределительный электрощит. В 9:54 снаряд с Blücher заклинил башню А и ненадолго вывел её из строя. В 10:15 Lion получил сразу два попадания от Moltke и Seydlitz, которые привели к затоплению торпедного отсека и нескольких угольных бункеров. Были выведены из строя кормовые приборы управления огнём. К 10:51 Lion получил девять попаданий. Через повреждённый паропровод забортная вода стала поступать в котлы. Скорость крейсера снизилась до 24 узлов. Вскоре турбина с правого борта была застопорена, что привело к окончательному выходу флагмана из боя.

Гибель Блюхера

Около 10:30 343-мм #снаряд пробил бронепалубу и повредил снарядный элеватор. Картузы с порохом взорвались, начался сильный пожар, который уничтожил основные коммуникации корабля и повредил рулевой привод. Крейсер стал быстро терять ход, став легкой мишенью для английских кораблей. Хиппер не мог рисковать тремя линейными крейсерами ради слабой надежды спасти Blücher. Англичане превосходили немцев числом. Основные силы Хохзеефлотте не успевали принять участие в сражении.

В начале двенадцатого линейные крейсеры немцев еще оказывали поддержку огнём Blücher. Хиппер приказал эсминцам произвести торпедную атаку, а линейным крейсерам повернуть на юг. Расстояние между противниками увеличилось, и снаряды немцев перестали долетать до англичан. На Blücher заканчивались снаряды. К 11:16 три оставшихся немецких крейсера прекратили стрельбу и вышли из боя.

SMS Blücher тонет
SMS Blücher тонет

В этот момент англичанам нужно было преследовать и добивать оставшиеся корабли Хиппера. С помощью сигналов Битти приказал своим крейсерам идти на сближение с противником. Но контр-адмирал Арчибальд Мур истолковал приказ неверно и отправил свои корабли добивать Blücher. Расстрел немецкого корабля продолжался около часа. К боевой работе подключились #эсминцы и лёгкие крейсеры. Немецкий крейсер продолжал отстреливаться. Попадание 210-мм снаряда вывело из строя эсминец Meteor. Лёгкий крейсер Arethusa выпустил две торпеды в объятый пламенем Blücher. Обе попали в цель. В 12:10 Blücher лёг на борт и через три минуты затонул. Англичане вытащили из воды 281 моряка.

Адмирал Дэвид Битти, видя, что его приказы исполняются неверно, пересел на эсминец сопровождения и на всех парах помчался к Princess Royal. Оказавшись на её борту, он по радио отдаёт приказ о преследовании немецкой эскадры. Но время было упущено — немецкие корабли получили часовую фору и оказались вне досягаемости англичан. Флагман Битти, Lion, окончательно потерял ход, и его пришлось взять на буксир, чтобы отвести в Росайт.

Итоги

Немцы потеряли броненосный крейсер Blücher и 1116 моряков. Флагманский крейсер фон Хиппера, Seydlitz, был тяжело повреждён. Англичане могли одержать решительную победу. Но выведенный из строя флагман и неразбериха с сигналами помешали адмиралу Битти разгромить немецкую эскадру. Обеим сторонам было над чем призадуматься. Британцам о малой результативности стрельбы с больших дистанций. Их 343-мм орудия Mark V могли стрелять на дистанцию более 21 километра, но эффективность огня оставляла желать лучшего . Крейсер Tiger выпустил за бой 355 снарядов, не добившись ни одного подтверждённого попадания. Впечатление произвела непотопляемость немецких кораблей. Blücher пошёл ко дну только после попаданий от 70 до 100 снарядов и нескольких торпед.

Башенные установки орудий Мark V на дредноуте HMS Ajax
Башенные установки орудий Мark V на дредноуте HMS Ajax

Для немцев встал вопрос об использовании разнотипных кораблей в одном тактическом подразделении. Осмотр повреждений Seydlitza заставил немцев модернизировать механизмы подачи боеприпасов в башни главного калибра. Шахты снарядного и пороховых элеваторов на всех немецких кораблях оснастили огнеупорными дверями. Это позволило повысить живучесть линейных кораблей в бою при попадании снарядов в башни главного калибра.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS .

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: