Как подсчитали техасские рабовладельцы, к 1855 году из Техаса в Мексику убежало около 4000 чернокожих рабов. Частные переговоры о выдаче беглых с губернатором пограничного мексиканского штата Нуэво-Леон-и-Коауила не дали результата и рабовладельцы задумались о силовом варианте решения проблемы.
К удаче рабовладельцев и к большой неудаче поселенцев в 1855 году 3000 военнослужащих армии США были сняты с охраны техасской границы и отправлены обеспечивать порядок в Канзас, где с происходила репетиция будущей гражданской войны, противники и защитники института рабовладения с упоением резали друг друга.
Отсутствием армии воспользовались различные шайки с мексиканской стороны границы, как латинос, так и индейцы племени липан-апачей. Один из дерзких набегов индейцев достиг округа Гваделупе восточнее г. Сан-Антонио в нескольких сотнях км от границы, в числе убитых был Док МакГи, малолетний сын методиста-проповедника. Это событие всколыхнуло техасское общество и оно обратилось к губернатору штата с требованием решительных мер.
Губернатор Элиша Пиз уполномочил капитана ополчения Джеймса Каллахана собрать отряд добровольцев и примерно наказать липанов, скрывающихся на мексиканской территории. Каллахан был , наверное, самым драчливым техассцем того времени, без него не обходилась ни одна мало мальски значительная заварушка с мексиканцами.
Одновременно с губернаторским поручением к Каллахану обратилась группа влиятельных рабовладельцев и убедила его воспользоваться благоприятным предлогом, чтобы наказать мексиканцев, давших приют беглым рабам, а также, по возможности, вернуть хоть сколько нибудь негров обратно в Техас.
27 сентября 1855 года, Каллахан с 125 бойцами, разделенными на три роты, достиг пограничной реки Рио-Гранде около устье ручья Лас-Морас. Обычно мелкая, Рио-Гранде вздулась из-за недавних проливных дождей в горах Нью-Мексико. Техасцы тщетно прождали три дня, надеясь, что уровень воды спадет, а потом вынуждено отправились к переправе Игл-Пасс напротив мексиканского г. Пьедрас-Неграс, где мексиканские лодочники держали перевоз.
Высланная разведка доложила, что мексиканцы отказываются перевозить вооруженных техасцев на другой берег. Тогда один из командиров рот, капитан Генри, предложил план захвата плавсредств банальным обманом. Он один вышел на берег реки, а его 25 бойцов укрылись в засаде. К одинокому путнику наперегонки пустились две мексиканские лодки и как только они достигли техасского берега, Генри дал условный сигнал (положил платок на шляпу), его люди выскочили из засады и овладели лодками.
Под угрозой взведенного револьвера лодочники перевезли 110 техасцев на мексиканский берег в ночь с 2 на 3 октября, 15 бойцов остались охранять вьючных мулов со снаряжением экспедиции. На рассвете 3 октября Каллахан во главе своего отряда отправился к г. Сан-Фернандо в 30 милях от границы.
В полдень один из встреченных мексиканцев рассказал Каллахану,что впереди его ожидает отряд мексиканской армии. Лидер техасцев не ожидал, что ему придется сражаться с мексиканцами, но, поскольку он зашел так далеко, то решил ехать дальше и сражаться со всеми, кто попадется на его пути, пока не получит шанс напасть на индейцев, если только он сможет их найти.
Бой у Рио-Эскондидо
Через пять миль пути отряд Каллахана был обстрелян с большого расстояния из густой мескитовой чащи. Техасцы быстро продвинулись к зарослям и спешились для атаки и тут из чащи выехали мексиканцы и индейцы-семинолы. Люди Каллахана открыли огонь, одна из пуль перебила ногу офицерскому коню, а еще одна ранила одного из всадников.
Это смутило мексиканцев и они вернулись под защиту зарослей. Однако, через несколько минут около 100 мексиканцев и индейцев вновь выехали из зарослей и выстроились в линию для атаки гринго. Каллахан, полагая, что это далеко не все противники, дал приказ о притворном отступлении и мексиканцы купились из чащи выехало еще около 650 всадников.
Каллахан отдал приказ строится в боевой порядок, а противник между тем вытянул свои войска в длинную линию и ее флангами почти полностью окружил американцев. Каллахан проехал вдоль рядов своей линии и произнес речь, в которой объяснил бойцам, что то их единственный шанс - это отчаянный бой и сейчас по его команде следует атаковать вражескую линию. Капитан Калахан встал во главе своего отряда и громко закричал:
Теперь, мальчики, вспомните окровавленного сына Макги и в атаку!
Техасцы ринулись в атаку, через несколько мгновений они смешались с мексиканками и индейцами. Крики американцев перекрывались боевым кличем индейцев и проклятиями мексиканцев, несколько десятков секунд с обеих сторон палили ружья, дробовики и опустошались барабаны револьверов.
В итоге Каллахану удалось вырваться из окружения, его отряд проскакал еще 300 ярдов и занял сильную позицию в глубоком овраге. До глубокой ночи американцы просидели в этом естественном окопе, переодически перестреливаясь с мексиканцами. После наступления темноты противник ушел в г. Сан-Фернанде, а техасцы поспешили обратно к границе.
Мексиканский полковник Эмилио Лангберг (датского происхождения) сообщил,что потерял 3 убитыми и 4 раненными. Каллахан заявил,что потерял 4 убитыми и 7 раненными.
Оборона Пьедрас-Неграс
Каллахан занял оборону на берегу Рио-Гранде у пограничного городка Пьедрас-Неграс. С американской стороны прибыл армейский офицер из форта Игл-Пасс и предложил помощь в прикрытии тыла артиллерией форта. Каллахан был рад любой помощи и 6 орудий форта были нацелены на Пьедрас-Неграс.
Жители городка почувствовали, что скоро станет жарко и массово начали покидать свои жилища, некоторые из них были ограблены техасцами, которые утверждали что ищут у беженцев оружие. Когда город был очищен от жителей, Каллахан занял большое двухэтажное здание, пробил в стенах бойницы и перенес туда две небольшие пушченки, найденные в городе. Оставленные беженцами куры и свиньи обеспечили техасцам провиант.
Утром 7-го октября Каллахан решил, что все же стоит переправиться на другую сторону реки. Когда 2/3 отряда уже переправились, к городу подошли около 1200 мексиканцев. Они разделились на три части, два отряда встали выше и ниже по течению реки, а средний отряд (360 чел.) предпринял наступление на техасцев, но был обстрелян из двух маленьких пушек и быстро отступил.
С наступлением темноты все оставшиеся техасцы были готовы к переправе на двух лодках, но перед отъездом решили спалить Пьедрас-Негрос. Несколько человек пробежались с факелами по городку, в то время как остальные прикрывали их ружейным огнем. Тростниковые и соломенные крыши мексиканских лачуг вспыхнули как сухая трава в прерии и через час над Пьедрас-Неграс стояло зарево, осветившее местность на много миль вокруг.
Заключение
Джеймс Каллахан, прошедший через множество стычек и боев, был убит 7 апреля 1857 года своим соседом во время банальной ссоры. В 1876 году Комиссия по пограничным претензиям присудила примерно 150 гражданам Мексики компенсацию в размере 50 000 долларов США.