Странное и противоречивое представление о свободе управляет людьми. Само это утверждение парадоксально. "Свобода" и вдруг - "управляет"?
Воспитание свободы
Про не дозревших подростков разговор отдельный. У них остается шанс. Что же до остальных, то и с ними иногда случается, но перед "закатом". В последнем предложении существительным является "иногда".
Это небольшое эссе о свободе и воспитании. Или о воспитании свободы. Оно "для подумать", а не "пошаговое руководство". Кому читать - догадываетесь?..
Selfmade несвобода
Шанс понять, что такое свобода, у подростков теоретически существует.
Существительное в предыдущем предложении - "теоретически". Этим шансом воспользуются доли единиц. "Доли" - в хорошем смысле. Доли процента, а не доли живых людей. Не больше тех, кто осознает, где свобода, а где тюрьма, "перед закатом".
Тюрьма, которую сами построили, где сами работают тюремщиками и где сами страдают от selfmade несвободы.
От чего страдают подростки?
От несвободы.
Будь их воля - ринулись бы они в вожделенную свободу по самое "не балуйся", сломя голову. И сломали бы голову, получи желаемое.
Поэтому нормальные родители не дают свободы "головосломления". Поэтому их дети головы ломают гораздо реже.
В возрасте жажды свободы подросток стремится разрушить "оковы", удерживающие его от сломления головы.
Антагонистическая диалектика родители - подросток получается:
Все хотят, как лучше.
Каждый "лучше" понимают по-своему.
Поэтому все делают хуже всем.
- Родители делают это, понимая. Но ведь все равно - хуже?
- Подростки - делают это, не понимая. Но ведь все равно - хуже?
Противоречие разрешается во времени и никак по-другому.
Родители делают "хуже", терпят временное ухудшение отношений во имя более широкой и лучшей перспективы - и для детей, и для себя. Дети - это наш продукт, чтобы ни болтали об этом кабинетные теоретики. Болтают они много, а понимают мало. Думают, что говорят о свободе, а получается, что о тюрьме, которая всегда с тобой. Они недозревшие, как и те, кто их случает.
Дети ищут лучшее, но в поисках свободы находят лишь тюрьму, в которой пребудут до конца их времен. За исключением немногих, которые поймут "перед закатом". Здесь существительное - "немногих", не такое несущественное, как кажется.
Объяснить подростку, чем свобода отличается от "свободы", пропагандируемой кабинетными теоретиками, невозможно. А не объяснять тоже нельзя.
Опять противоречие?
Оно возникает, если мы соглашаемся с идеей современной педагогики, с ее странной идеей обучения, идущего впереди развития. Преобладания обучения над человеческой Природой.
Что они вообще понимают под обучением? Научное определение отсутствует, хотя слов столько, сколько у дурака фантиков.
Противоречия нет, если принять наблюдаемый тысячелетиями факт: ни одна система обучения не сделала человека счастливым, но большинство делают человека несчастным. Счастливыми становятся те, кто ...
Давайте лучше на примере.
Счастье рыбы и счастье кошки
Делает ли счастливым вода?
Рыбу - делает, ибо соответствует ее природе. Природа рыбы без воды разрушается, не находя основы для существования.
Делает ли вода счастливой кошку? Попробуйте запустить кошку в речку не очень далеко от берега и посмотрите, куда она поплывет. Она ведь умеет плавать? По неясным причинам кошка избегает воду, если только это не вода в миске.
Смысл - во внутреннем сродстве и в мере.
- Если к обучению и воспитанию приложить эти простые идеи, мы разрешим противоречие, не создавая.
- Если же приложим к обучению идеи "развивающего обучения" и "обучения на повышенном уровне трудности", то получим гигантское, подавляющее, почти абсолютное количество людей, не только не развившихся, но и отчаянно несчастных.
Кошек в воде. Рыб на суше. Существ, строящих собственную тюрьму, потому, что их научили этому, усиленно "развивая".
Кажется, что путь к свободе идет в противоположном направлении.
Направление от несвободы
Усиленно развивающий путь не ведет к Храму свободы. Он похож на обучение кошки плаванию, а рыбы - хождению по суше.
Формально такое обучение является развитием, почему нет? Развиваются новые, отсутствующие до "обучения", способности - плавать в воде и бродить посуху, аки по воде ...
Недозревший до понимания человек несчастлив, потому что идет против своей природы и против Природы этого мира. Он создает противоусилие, которое и называется "негативная" эмоция. Существительным в этом предложении является "негативная". Отрицание того, что есть, в попытке получить то, чего нет и быть не может.
- Подростки отрицают и учителей, пытающихся обучать кошек плаванию, а рыб хождению по суше.
- Но подростки отрицают и родителей, защищающих их головы от разбиения.
Отрицать подавляющее обучение - разумно. Отрицать разумных родителей - глупо и саморазрушительно.
И как же подростку научиться различать отрицание разумное и неразумное? Учитывая "культурный контекст" общества (извиняюсь за выражение), который большей частью - против?
Про политику я не пишу, но вы и сами все знаете. Про экономику, вероятно, тоже слышали. Со школьными учителями, в большинстве своем "учителями", скорее всего, тоже сталкивались. И как же в этом враждебном окружении подростку научиться различать? Как научиться находить, как говорят в химии, "следы" полезного вещества в массе грязи?
Это почти невозможно.
Статистически это невозможно. Поэтому и таскают подросшие подростки всю оставшуюся до заката жизнь тюрьму, которую сами создают. Не без помощи "культурного контекста", конечно.
Но в "культурный" контекст включены и родители, у которых остается шанс каким-то образом извратиться и взрастить-таки у ребенка долю разума, достаточную для изменения направления его развития. "Подставляясь" при этом, неизбежно. Существительным наконец-то является существительное "шанс", который родители все-таки имеют.
Единственные, кто его имеет. А вместе с ним и их дети.
Оригинал статьи на моем сайте
Ранее по теме: "Захваленные" и "Задолбанные"