Найти тему
Записки о самолетах

Что такое китайская авиация? Часть 1: начало начал.

Всем зашедшим - привет! Сегодня мы начнем говорить на одну достаточно интересную тему, затронутую в обсуждениях под одной из моих ранних статей. Как известно, Китай - развитая страна, куда в последние десятилетия стягивается мировое производство. В Китае находятся заводы самых разнообразных фирм - как европейских и американских, так и китайских. Как известно, одним из показателей развитых стран является их авиационная промышленность. Редко в какой стране можно встретить сразу несколько авиационных фирм, и сейчас в мире нет стран, производящих полностью "отечественные" самолеты. Но в тройку лидеров, несомненно, входят США, Россия и Евросоюз (в большей мере Франция). И сегодня мы попытаемся понять, а есть ли в Китае собственная авиационная промышленность?

Выкатка самого современного китайского самолета Comac C-919
Выкатка самого современного китайского самолета Comac C-919

Для того, чтобы понимать путь становления китайской авиапромышленности, необходимо немного вспомнить историю. В конце 30-х годов в Китае начали появляться первые небольшие авиазаводы, производившие истребители. Например, в Наньчане было налажено производство самолетов Fiat. Были так же попытки запустить в серию американские бипланы Curtiss F11C Goshawk, однако в "большую серию" эти самолеты так и не пошли. В 1937 году в Китай прибыла первая группа истребителей И-16, переданных из ССР. Вскоре после начала поставок советской авиационной техники начались переговоры о возможности начала производства советских самолетов в Китае.

-2

В результате в начале августа 1939 года между СССР и Китаем был подписан протокол о строительстве авиационного завода в районе Урумчи. Предполагалось, что завод сможет собирать до 300 самолетов И-16 в год. При этом, все детали и агрегаты поставлялись из Советского Союза, а на заводе в Китае производилась только сборка. Вот только на полную мощность завод так и не вышел - помешала война. В течение 1941-42 годов завод занимался изготовлением отдельных агрегатов для И-16, однако новых самолетов здесь так и не строили. К 1941 году на заводе находилось 143 законсервированных И-16, хранящихся там уже в течении 6-8 месяцев. Тогда же появилось решение о возвращении этих самолетов в Союз, которое началось уже после войны.

обратите внимание на форму капота двигателя
обратите внимание на форму капота двигателя

Существуют данные, что в Китае так же освоили нелицензионное производство И-16 на базе итало-китайского предприятия SINAW в Наньчане (которое раньше выпускало Fiat-ы). Производство на этом заводе было свернуто 9 декабря 1937 года по приказу Муссолини, но станочный парк по речным путям был эвакуирован в город Чунцин в первой половине 1939 г. новый завод расположили в пещере длиной 80 и шириной 50 метров, вырубленной в скальной породе. Конечно, условия были очень плохими - чертежей не было от слова совсем, и всю документацию разрабатывали, снимая детали с оставшихся в Китае И-16. Станков не хватало, влажность воздуха в пещере достигала 100%. Из-за изменения условий производства, технология выклейки обшивки фюзеляжа была полностью изменена.

-4

Металлические детали советского производства - лонжероны, шасси, колеса - демонтировали с неисправных И-152 и И-16, оставленных советскими военными. Вообще, получившиеся самолеты, названные Чань-28, получились сборной солянкой - например, двигатели использовались или М-25 (И-152, И-16), или Wright-Cyclone SR-1820 F-53, снятые с китайских бипланов "Хок-III. Воздушные винты тоже были не одинаковыми - использовались или детали от И-16 или от Хок-II.

Сборка первого истребителя Чань-28-I началась в декабре 1938 г., а завершилась только в июле 1939 г. И, хотя самолет прошел всесторонние летные испытания, серийное производство так и не стартовало - все же, И-16 на тот момент был уже сильно устаревшим самолетом, и производить его копию - Чань-28 - было просто нерентабельно.

И-152 в Китае
И-152 в Китае

В целом, Советский Союз оказал очень значительную помощь в создании вооруженных сил Китая. С середины 1950-х годов на китайских заводах началось лицензионное производство советских самолётов. Так было до 60-х годов, когда "Большой скачок", разрыв отношений с СССР и «культурная революция» нанесли серьёзный ущерб китайской промышленности. Несмотря на это, в 1960-е началась разработка собственных боевых самолётов. После окончания холодной войны и распада СССР Китай начал модернизацию своих ВВС, закупив у России истребители-бомбардировщики Су-30 и освоив лицензионный выпуск истребителей Су-27. Но стоит заметить, что принципиально новых самолетов Китай не создавал - всё, что выходило из ворот китайских заводов, было или копией. или модернизацией советских самолетов, лицензия на которые была выкуплена китайцами. Но подробнее об этом - в следующей статье :)

Бомбардировщики СБ-2-М-103 поставлялись в Китай в достаточно больших количествах
Бомбардировщики СБ-2-М-103 поставлялись в Китай в достаточно больших количествах

А пока можно прочитать про один из ярких примеров модернизации советского наследия в Китае - про самолет, чьим прародителем стал известный Антоновский самолет Ан-24: Xian MA-60 (клац)

Спасибо за прочтение! Пишите в комментарии. если вам интересны рассказы о развитии авиационной промышленности Китая! А еще я обязательно расскажу продолжение истории, современное положение и перспективы этого самолета. Так что, если статья понравилась, можно тыкнуть лайк и подписаться) Вам - несложно, мне - приятно ツ