В русском языке слово «жалость» несет в себе некоторую негативную окраску. Если сказать вслух «жалко», перед глазами сразу встает образ кого-то очень несчастного, унылого и беспомощного, как беспризорный ребенок в обносках под дождем. Его хочется пожалеть, но от этого несчастный ребенок может расплакаться еще сильнее.
Этот оттенок негатива в понятии «жалость» существует не просто так. Жалость – состояние детское, беспомощное, когда у нас все плохо, но исправить мы тоже ничего не можем, потому что у нас лапки. В результате получается, что жалость к себе или жалость к нам со стороны других людей погружает нас в состояние уныния, беспомощности и тлена еще сильнее. Нас затягивает в некую воронку, когда мы можем только лежать, грустить и жалеть себя все больше и больше.
Сочувствие отличается от жалости подходом. В нем тоже есть эмоциональная составляющая – я с тобой, я разделяю твою боль и грусть, тебе правда тяжело, очень жаль, что это случилось. Но дальше мы не погружаемся в болото сожаления, а обращаемся к действиям – как можно это исправить, чем тебе можно помочь, что можно предпринять.
Постоянное пребывание в шкурке бедного несчастного котеночка провоцирует собирать вокруг себя круг спасателей. Что не очень хорошо с точки зрения перспектив. То есть, в текущем моменте несчастный котеночек выиграет, его проблема решится чужими руками или он получит индульгенцию на дальнейшее бездействие плюс поглаживания «ты хороший, а они все гады». Но в долгосрочной перспективе кружок спасателей и собственные лапки приведут к тому, что бедный котеночек перестанет справляться с жизнью. Проблемы усугубятся и замотаются в такой клубок, который уже так просто не распутаешь. Все равно придется вставать и действовать самому, но это будет сложнее, и чем сильнее привычка к спасателям и лапкам, тем тяжелее будет справляться.
Теоретически из состояния жалости к себе можно выпнуть себя насильно, вытащить за шкирку, приговаривая «соберись, тряпка». На этом некоторые люди живут и достигают, но жизнь эта становится безрадостной. А потом сидит такой собранный человек и говорит: знаете, вроде бы у меня все есть и все хорошо, но как-то плохо. Елочные игрушки бракованные.
Если у нас есть склонность постоянно проваливаться в эту непродуктивную вязкую жалость к себе, это не наша вина. Такой способ взаимодействия с миром формируется в раннем возрасте, когда именно так нам-ребенку удалось адаптироваться к жизни. Не всегда такие вещи можно решить на рациональном уровне и самостоятельно. Поэтому лучше всего все же обратиться к психологу, специалисты успешно работают с такими запросами.