Как сложилась судьба немецких диверсантов, высадившихся на территории Чечни?
В конце лета 1942-го года Вермахт активно наступал на Северный Кавказ. Гитлер планировал использовать антисталинские настроения многих горских народов для победы над СССР.
В частности, немецкая разведка Абвер разрабатывала особую операцию по объединению с теми чеченцами, что вели борьбу против сталинского режима. Однако эта операция, получившая кодовое название «Шамиль», с треском провалилась. Давайте же разберемся почему.
Данные об операции Шамиль можно отыскать в германских архивах. Из них мы знаем: в августе 1942-го немцы знали о том, что в горах Чечено-Ингушетии произошло антисоветское восстание под руководством Хасана Исраилова и Маирбека Шерипова (брата знаменитого революционера).
Под началом Исраилова и Шерипова к осени 1942-го года в горах имелось около 2-3 тысячи боевиков (всего 0,5% населения Чечни). Большинство чеченцев, даже глубоко недовольных Сталиным, их не поддержало.
Немцы высадили в Чечено-Ингушетии несколько диверсионных групп. Самой известной руководил опытный немецкий офицер-диверсант, старший лейтенант Вермахта Эрхард Ланге. Другую вел разведчик Осман Губе (Саиднуров), аварец после гражданской войны бежавший в Европу и присоединившийся там к нацистам. Впоследствии им пыталась помочь третья группа офицера Рекерта.
Группа Ланге, состоявшая из 11 немцев и 19 кавказцев, высадилась в ЧИ АССР поздно вечером 25 августа. Местом приземления стал район населенных пунктов Чишки и Дачу-Барзой в тридцати километрах южнее Грозного.
Немцы сразу же попытались наладить контакты с местным вайнахским населением и склонить его на совместные действия против советской власти. В частности, нацисты раздавали чеченцам захваченное с собой оружие.
Как впоследствии, писал в рапорте сам Ланге, чеченцы его людей могли даже накормить и взять к себе в дома на ночлег. Но то было чистой воды горское уважение к голодным гостям. Могли чеченцы взять у немцев и оружие. Но тут же уходили с немецкими винтовками домой... Никаких совместных действий Ланге устроить вместе с нохчий так и не удалось. Договориться с Исраиловым и Шериповым гитлеровцы также не сумели.
Ни единого совместного боя чеченцы и немцы против советских сил не провели. Менять Сталина на Гитлера вайнахи отнюдь не торопились... Более того, немцы и своими силами не смогли провести на территории ни одну из задуманных диверсий, например, по блокированию дорог из Грозного.
Бывали и случаи, когда сами ингуши и чеченцы сдавали наиболее докучавших им нацистских диверсантов в НКВД. Хотя такое противоречит по сути суровой горской этике - помогать тем, кто просит защиты, даже если тот бандит...
Кавказцы из группы Ланге также помочь ему ничем не могли. Ибо большинство из них были осетинами, дагестанцами, представителями других народов, не знали чеченского языка, не представляли как вести себя в Чечне. Чеченцев, бывших военнопленных, у Ланге было все несколько человек. Они быстро покинули группу, уйдя домой.
В итоге, крайне быстро Ланге обложили сотрудники НКВД, постоянно ведшие бои с диверсантами. Ланге принял решение с оставшимися девятью своими людьми прорываться к фронту, благо, что тот осенью 1942-го года проходил недалеко от Чечено-Ингушетии. 10 декабря Ланге и нескольким уцелевшим его людям удалось вернуться на немецкую сторону...
По воспоминаниям многих чеченских очевидцев тех событий, местные жители, в обмен на оружие, нарядили Ланге в платье невесты, обмотали фатой, и под видом "свадьбы" подвезли ближе к фронту, где тот ушел к своим, с 2-3 оставшимися подчиненными... Впоследствии Ланге был награжден и отправлен на диверсионную работу в Албанию.
А вот другим немецким диверсантам повезло менее. Османа Губе, также десантировавшегося в Чечено-Ингушетии 25 августа 1942-го и не сумевшего добиться от чеченцев никакого взаимодействия, поймал в январе 1943-го года местный чекист Ахмед Парагульгов. Рекерт, по словам Ланге, вовсе сгинул где-то в чеченских горах.
В общем, попытка абвера взорвать Чечено-Ингушетию осенью 1942- го года провалилась. Хотя, как говорят большинство кавказоведов, учитывая воинские качества чеченцев и ингушей, при должном взаимодействии с немецкими войсками вайнахи могли б взять контроль над родной республикой в течение месяца-двух.
Однако такого, к счастью, не случилось. Причинами срыва операции Шамиль стало мощное противодействие местных чекистов, в рядах которых служило немало чеченцев и ингушей. А также полнейшее непонимание немецкими диверсантами вайнахского менталитета и истинного положения дел в Чечено-Ингушетии. И собственно само нежелание чеченцев и ингушей воевать за Гитлера, даже не особо любя Сталина.
Операция «Шамиль» полностью провалились. Как сорвалось и наступление Вермахта на Кавказ. Немецкие солдаты на территорию собственно Чечни не вошли. И ныне многие историки уже не рассматривают «Шамиля» как реальную причину для чудовищной депортации чеченцев 23 февраля 1944-го года.
Скорее всего, Сталин выслал чеченцев и ингушей, как и многие другие кавказские народы, включая живших в южной Грузии турок-месхетинцев, не из-за якобы имевшего место массового коллаборационизма. А готовясь в будущем к войне с Турцией, чьими потенциальными союзниками, по мнению вождя, могли б стать исламские народы Кавказа...