Найти тему
script bro | сценаристы

12 уроков сценарного мастерства от легендарных авторов ТВ-комедий

Паула Финн провела интервью с более чем 50 комедийными сценаристами и авторами, которые делятся ценными советами для достижения успеха.

Я спросила легендарных авторов о самых ценных уроках, которые они узнали о бизнесе или ремесле. Они ответили примерами мудрости, которые получили от коллег и других людей, а также прозрениями из собственного опыта. И вот, что из этого получилось.

1. Вытащите свои идеи

В первые годы своей карьеры Норман Лир страдал от чрезмерного страха и беспокойства. Он вспоминает свои страдания и совет, который спас его:

"Я всегда писал в жёсткие сроки. К часу ночи я должен был начать писать, иначе... Я помню, как сидел на телефоне с психоаналитиком и буквально плакал часами. У меня было четыре или пять часов, чтобы закончить монолог. Долгие годы меня останавливал страх. Раньше я называл это дерьмом в голове, потому что не мог его идентифицировать. Но это был страх, я думаю, страх провалиться."

Психиатр дал Норману бесценный совет по поводу "дерьма в голове":

"Представьте себе 50 человек в комнате, и кто-то кричит "огонь". Там есть одна маленькая дверь, и когда все бросятся к ней, большинство не выйдет. Некоторые из них погибнут. Именно так нужно думать о своих идеях.

Не имеет значения, в каком порядке и качестве они приходят; можете разобраться с ними потом, если захотите. Просто вытащите их. Хорошие, плохие, подходящие или нет — вы разберётесь с этим после того, как они выйдут за дверь. Это был отличный совет, и я давал его десять тысяч раз."

2. Доверяйте себе

Фил Доран никогда не забудет ценный урок, полученный им от Нормана Лира. В какой-то момент ответственность писать для 40-миллионной аудитории на сериале "Все в семье" внезапно легла на Фила, и тревога захлестнула его.

"...Я помню, как просыпался в холодном поту, думая, как, чёрт возьми, я собираюсь это сделать…я должен что-то сказать 40 миллионам людей!...Я не разговаривал об этом с Норманом, потому что не хотел признаваться боссу, что у меня приступ тревоги, — но в одном из наших разговоров он сказал: "Я просто пишу то, что считаю смешным. И я думаю, что я достаточно нормальный и обычный, так что, если мне что-то покажется смешным, то ты тоже будешь смеяться. И я подумал: ей-богу, он прав. Так что всё, что я когда-либо делал, это писал то, что мне казалось смешным. И по большей части другим людям это тоже нравилось."

-2

3. Наслаждайтесь!

Дэвид Айзекс считает, что он многому научился у [создателя M*A*S*H] Ларри Гелбарта о том, как писать в своём собственном стиле, а также по-настоящему наслаждаться работой и любить текст.

"У Ларри была такая лёгкость в том, что он делал…он обладал неким врожденным гением, который я считаю недостижимым, и как бы я ни старался, я никогда не мог сравниться с ним. Но я думаю, что кое-чему всё-таки научился. Когда он делал свою работу, он не осуждал себя слишком сильно и получал удовольствие. Ему всегда казалось, что он хорошо проводит время, а мне это не всегда удавалось. Поэтому со временем, я стал перенимать его отношение к работе"

4. Посмотрите с другой стороны

Карл Кляйншмитт благодарит Ларри Гелбарта за то, что тот научил его, находить способы быть смешным, которые не слишком очевидны. Как объясняет Карл, "Комедия - это не атака в лоб, а наступление со стороны. И Ларри был очень хорош в этом… Он заставлял людей смеяться, потому что, они получали то, чего не ожидали. И чтобы сделать это, вы должны взглянуть на вещи под другим углом...все, кого я знаю из успешных комедийных авторов, всегда умели смотреть на вещи со стороны, а не снаружи."

-3

5. Молчание - золото

Первый опыт Адама Чейза ("Друзья") в авторской комнате был на сериале "Феном". Именно там он научился ценить молчание, когда работают несколько авторов: "... нужно выбирать свои моменты и не говорить всё, что приходит в голову, а по-настоящему редактировать себя и анализировать. Если ты парень, который постоянно болтает, твоим словам придадут меньше веса. И если вы анализируете и не всегда говорите, то, когда вы открываете рот, люди вас внимательно слушают.”

6. Принимайте помощь

У Арни Когена также есть совет по работе в сценарной комнате: “Не делайте из себя вредителя. Если ваша "блестящая" шутка отвергнута, двигайтесь дальше. Не говорите всё время: "Эй, это хорошее место, чтобы вставить эту реплику про копчёного лосося!" Арни узнал это на собственном горьком опыте — от многих продюсеров, которые повернулись к нему и сказали: Коген, хватит!"

-4

7. Слушайте детей

“В самом общем смысле, главное, что я узнала о писательстве, было от моих детей”, - говорит Джанет Лихи. - Когда они просили меня рассказать им сказку на ночь, я понятия не имела, как это сделать, и это пугало меня. До тех пор, пока я не поняла, что всё должно подводиться к тому, чтобы они задали вопрос "а что дальше?". И это на самом деле всё, что вам нужно знать об истории. Но чтобы добраться до истории, вы должны знать персонажей. Начните с интересного персонажа, и истории будут разворачиваться сами по себе. Когда люди делают это задом наперёд - это не доставляет ничего, кроме неприятностей."

8. Говорите правду

Самое главное, чему Джанет научилась на своей следующей работе в Шоу Косби, - это говорить правду, а юмор придёт позже. Как она объясняет: “Если вы застряли в истории или если вы застряли в середине истории, и вы не знаете, как выбраться из неё — спросите себя, что бы на самом деле произошло в этой ситуации. Потому что часто писатели что-то фантазируют, и поэтому их истории кажутся немного надуманными; значит авторы недостаточно исследовали ситуацию. Даже в комедии можно провести ресёрч. И чем больше правды вы находите, тем более творческим становится ваше повествование. Поэтому, если вы не можете сразу найти истину, тогда идите и проведите ресёрч, встречайтесь с людьми, читайте книги… делайте всё, что для этого нужно. Правда всегда помогает.

-5

9. Имейте терпение

Самый ценный урок, который Фоеф Саттон извлёк из работы над "Чирс", состоял в том, чтобы "продолжать пробовать". Другими словами, не соглашайтесь на малое. Как он уточняет: “История не запустится, пока всё не сработает. Нужно просто продолжать пытаться. И тогда получится. Иногда истории складывались только за день до того, как их начинали снимать, — и некоторые из них заканчивались так здорово, что выигрывали "Эмми".

10. Голос имеет значение

Эллиот Шенман получил ценный совет в начале своей карьеры: “На "Мод" я узнал, что нужно приспособить свой голос к голосу шоу...но также и добавить что-то своё. Потому что позже, когда я искал авторов и читал сценарии, я обнаружил, что люди очень подстраивались под шоу, но на самом деле не были в состоянии вложить что-либо из себя в сценарий. И пример того, что я имею в виду, - это сериал "Большой ремонт", где я чувствовал, что вкладываю свои собственные чувства в отношения с героями и беспокоюсь о них."

11. Неправильное направление

Над "Мод" Эллиот работал вместе с автором из сериала "Я люблю Люси" Бобом Шиллером, который научил его "как начать в одном направлении, а затем пойти в другом."

Эллиот приводит такой пример из "Молодоженов": "Нортон и Крамден пытались поднять комод, и Нортон говорит, подожди секунду. Если вынуть ящики, то будет легче, и Ральф говорит, что это отличная идея. Поэтому они вынимают их, кладут на комод, поднимают и передвигают.

И Ральф говорит: "Нортон, ты гений!" Это блестящий отыгрыш. Первая половина - нормальный бит, а затем он идёт в безумном направлении, что невероятно смешно. Совершенно нереально, но это то, что я называю высококлассной глупостью.”

12. Передайте это дальше

Подумав ещё немного над моим вопросом, Эллиот предложил эту последнюю мудрость:

“Я думаю, что самое большое, чему я научился у Шиллера, [Боба] Вайскопфа, - это великодушие. Все эти ребята были очень деловыми и терпеливыми, и это очень помогло мне, когда я учился ремеслу. Я как-то спросил Вайскопфа, как я могу отплатить им, и он сказал: "Передайте то, что ты узнал".

Автор статьи: PAULA FINN

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Наш сценарный курс

Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.