В данной серии статей я буду рассказывать о старых, но очень хороших играх.
Японские герои магии и меча
Японские RPG я считаю относятся к отдельному жанру, а не поджанру RPG. И тут дело даже не в графике или стилистике, и тем более в языке. У японцев свой подход к РПГ, это трудно объяснить. Вот попробуйте поиграть скажем в Baldur's Gate, а потом в Final Fantasy. Разницу видно сразу, хотя вроде всё одно и тоже, есть герои, есть прокачка, есть приключения, но подход ко всем этим аспектам разный. Сегодняшняя игра является ярким представителем японских ролевых игр.
Вышла The Last Remnant в уже далеком 2008м году, на Xbox и PC уже в 2009м. В 2018м же про игру вспомнили и переиздали в похорошевшем виде, но только на PS4 и чуть позже на Nintendo Switch. Почему для PC не сделали ремастер одним Square Enix известно. Я буду рассматривать именно версию для PC 2009го года выпуска. Если когда-нибудь я доберусь до ремастера, то обязательно напишу сравнительный обзор.
Графика
Несмотря на свой почтенный возраст и уже давно устаревший движок Unreal Engine 3 игра всё равно выглядит отлично. Да текстурки бедноваты, да леса без травы, но персонажи и монстры до сих пор восхищают проработкой деталей и разнообразием анимаций действий. Кат сцены, особенно батальные, поставлены с размахом и выглядят "богато". Это как раз одна из отличительных черт японских RPG. Но конечно хотелось бы посмотреть как похорошела графика в ремастере игры.
Звук
Тут опять либо японский, либо английский. Ни тогда, ни сейчас локализовывать эту замечательную игру никто не собирался. Японским РПг в этом плане всегда не везет. По крайней мере официально у нас их переводят не часто, самый заметный пример это 15я финалка, её у нас перевели полностью и текст и звук. К слову по старой японской традиции озвучены полностью только сюжетные диалоги, разговоры вне сюжета поданы только текстом. Опять же очередной пример отличительно черты японских RPG.
Но хватит о грустном и наболевшем. В остальном игровой звук отличный. В игре основной упор сделан на бои отрядов, а не отдельных персонажей и звук это подчеркивает. Хоть бои и пошаговые, но персонажи не стоят столбом в ожидании команд игрока, они постоянно двигают, делают выпады в сторону врагов, даже бьют их, а враги либо уворачиваются, либо ставят блок. Всё это не только анимировано, но и озвучено. Ваши герои тоже что-то постоянно кричат, или когда идут в атаку, или когда получают критический урон. Ну а после победы над врагом радуются новым умениям и долгожданному луту. По итогу, если к графике у меня есть претензии, то к звуку нет вообще. И отдельно конечно надо сказать про музыку, она тут шедевральна, её можно слушать отдельно.
Сюжет
Сюжет крутится вокруг молодого человека по имени Раш, который потерял свою родную сестру. Собственно вся игра сводится к поискам сестры главного героя. Но по ходу дела мы встретим огромное количество интересных и запоминающихся персонажей. Посетим города, пещеры, леса, заброшенные замки. Я не буду лишать вас удовольствия самим окунуться в этот фантастический мир, от себя скажу, что сюжет и персонажи в этой игре шикарные. Причем не только основные, но и дополнительные задания выполнены с любовью. Японские RPG в плане сюжета тоже отличаются от классических ролевок. Я про гринд, к сожалению и тут он тоже есть. На определенных этапах игры во будете попадать в битвы, в которых вы не сможете ничего сделать противнику, пока не прокачаетесь до более менее высокого уровня. Почему разработчики так делают? Я не знаю, возможно этим они хотят растянуть прохождение, а возможно это такой способ подтолкнуть игрока к углубленному изучению игрового мира. Я вот к примеру, когда столкнулся с такой проблемой начал зачищать старые локации на предмет дополнительных заданий и боссов. Гринд это единственный серьёзный минус игры, который может отпугнуть людей, не готовых тратить десятки часов на прокачку.
Игровой процесс и управление
Сразу же закрою тему с управлением. Игра очень плохо заточена под мышь и клавиатуру. Я играл исключительно на геймпаде, и если вы возьметесь проходить The Last Remnant, то мой вам совет раздобудьте хоть какой-нибудь геймпад, который определяется как пад от XBox 360. Это сбережет ваши нервы.
Большую часть времени игры посвящено битвам. Поэтому сначала расскажу что вам придется делать между ними. В городах и на открытых локациях вы перемещаетесь в реальном времени от лица главного героя. Вы можете общаться с персонажами, торговать, крафтить вещи и даже добывать ресурсы. Прокачка главного героя, как и всех членов группы проходит почти без вашего участия. Тут нельзя самому повышать статы, почти нельзя выбирать новые умения, это происходит, но очень не часто и выбор как правило из 2х умений. Менять экипировку можно только у главного героя, а ваши сопартийцы могут попросить у вас новый меч и ремень, если он лежит в инвентаре, а вы им не пользуетесь. Сам набор умений зависит от носимого персонажем оружия. Если он вооружен двуручным копьём, то будут качаться умения связанные с двуручным оружием и так далее. орудие и определяет класс персонажа, причем по мере развития класс меняется. Скажем был герой мечником, после десятка боев он станет экспертом мечником, а потом мастером. Помимо оружия в игре есть и магия. К ней применим точно такой же принцип. Чем больше герой использует определенное заклинание, тем сильнее оно становится. Интересно, то что некоторые виды заклинаний требуют расходники. Скажем есть заклинание, которое поднимает убитый в бою отряд, прямо на поле боя. Оно требует специальных корешков. Скажем было в отряде 5 человек, а корешков у вас только 3, это означает, что заклинание работать не будет. Отдаленно как аналог данную систему можно сравнить с системой в Elder Scrolls, но с гораздо меньшей свободой выбора.
Ну вот мы сформировали 2 или даже 3 группы героев, закупились расходниками, пошли в лес монстров бить, а как сражаться? Бои в The Last Remnant проходят не между отдельными героями, а между отрядами. В отряде может быть до 5 человек. Причем стоят они не обы как, а в формациях. Это отдельный пласт игрового процесса, вариантов расстановки в игре очень много и по мере прохождения вам будут выдаваться новые. Разные формации подходят под разные условия, какие-то направлены на защиту, какие-то на физический или магический урон. Отталкиваясь от формации вам предстоит грамотно составить отряд. В любом отряде нужен воин или маг для нанесения урона, а лучше оба, клирик для лечения ран и герой с хорошим здоровьем для танкования. Конечно можно делать отряды чисто с атакующими персонажами, без лекарей, но вы тогда рискуете поспасть в ситуацию, когда такой отряд будет окружен толпой врагов, умрет и другому отряду придется бежать и его воскрешать. Одним словом создание отрядов процесс серьёзный и увлекательный.
Монстры по карте тоже перемещаются и они сразу видны, нету такого, что вы идете по совершенно пустой дороге, и тут бац, и понеслась битва. От монстров вполне реально убежать, в этом вам поможет замедление времени. Это очень полезная фишка игры. Она позволяет не только сбежать от нежелательно битвы, но и гарантированно напасть на монстра первым. Монстры в игре как только увидят главного героя сразу кидаются на него и вот тут всё зависит от вас. Вам нужно вовремя нажать правы триггер на геймпаде и напасть первым. Если вы проморгали момент и монстр вас ударил, то ждите первой атаки на поле боя со стороны отрядов врага. Ну а если вы напали первым, то у ваших персонажей будет преимущество. Замедление времени помогает напасть на врага первым, причем если вы успели заагрить на себя сразу 3 или 4 врага, то бой начнется одновременно со всеми. Вы конечно спросите, а зачем так делать? Ответ прост, чем сложнее бой, тем лучше награда. Да и времени экономит много.
Вот мы уже и добрались до боя. Тут тоже всё не так просто. Вы не можете напрямую сказать каждому члену отряда что ему делать, вы можете только дать общие команды. Скажем бейте умениями или бейте магией. А если другой отряд скоро погибнет, то можно приказать бросить всё и бежать их лечить. Каких-то клеток или гексов на поле боя нет, как в тех же Героях Меча и Магии, тут нет. Однако у отрядов есть фланги и тыл, соответственно нападать по возможности нужно именно туда, ну м свои тылы прикрывать. Как ваши, так и вражеские отряды могут быть перехвачены, если вы скажем отдали приказ атаковать самый дальний отряд монстров, то те что ближе, могут ваших бойцов на пол пути перехватить, в этом случае монстры будут атаковать первыми. Когда два отряда вступают в бой они переходя в режим Deadlock. Если ваши отряды окружили одного большого монстра то Deadlock превращается в Multy Deadlock. Когда два отряда находятся в режиме Deadlock они не могут двигаться, именно тогда можно наносить удары в тыл или фланг. Иногда противник может сбежать с поля боя, если видит ваше превосходство. Когда вы отдали приказы и нажали на кнопку конец хода расслабляться не стоит. Во время атаки ваших героев или врагов могут возникнуть критические ситуации, оформлены они в виде QTE. Вам за доли секунду нужно нажать подсвеченную кнопку и тогда либо вы нанесете критический удар, либо в случае блока можете ударить врага в ответ. Это придет остроты боям и не дает расслабиться. Но если вам лень самому участвовать в QTE, то в меню для вас есть галочки на автоиспользование. Но не обольщайтесь игра далеко не всегда проделывает идеальные комбо.
Еще одним важным фактором является полоска морали. Чем она выше, тем больше будет урон и лучше защита. Соответственно вам надо держать полосу морали как можно более синей. Повышать её надо удачными атаками с фланга и уничтожением отрядов врага. Снижается она по тем же причинам.
По результатам боя ваши персонажи получают прирост в статах, новее умения и предметы в инвентарь. Иногда врага можно поймать и тут вам решать его судьбу. Убить и разобрать на предметы или можно сохранить и потом продать в городе. Ресурсы с монстров нужны для крафта или усиления предметов экипировки. Мастерить и улучшать можно только в городах в специальных лавках. Иногда члены вашего отряда будут просить какие-то определенные ресурсы, жадничать не советую, так как эти ресурсы будут уходить на прокачку их экипировки.
Помимо боёв ресурсы можно добывать. Один способ это открывать тайники, а второй более интересный. Не сразу, но довольно быстро к вам в распоряжение попадает Mr. Diggs. Очень забавный зверь, который тоже постепенно прокачивается. Он позволяет вам добывать крафтовые ресурсы из земли, камня и растений. У него есть ограничение на количество действий, по началу их всего 5, но потом это число можно увеличить. Mr. Diggs позволит вам добыть разного рода древесину, руду, растения и прочие расходники, которые с монстров не падают. Качается он со временем, чем чаще вы его используете, тем он становится сильнее. Это еще одна уловка авторов игры, которая заставляет раз за разом возвращаться на старые локации.
Вывод
Игра определенно прошла проверку временем. Если закрыть глаза на устаревшую графику, то в The Last Remnant увлекательно играть до сих пор. Тут и отличный сюжет с великолепными героями, за которых переживаешь, комплексная система и интересная боя, несмотря ни на что красивый мир и просто шикарная музыка. Очень хочется попробовать ремастер, надеюсь однажды получится. Рекомендую всем, кто любит хорошие японские RPG. The Last Remnant подарит вам десятки, а может и сотни часов увлекательных приключений.
Огромная вышла статья, буду раз вашим лайкам и комментариям.
Другие мои обзоры игр:
Обзор Darkest Dungeon на Nintendo Switch
Star Trek Online 10 лет спустя
Обзор Paladins для Nintendo Switch
Обзор Warframe на Nintendo Switch