Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Начну с главного. Если вас увлекает хронология Фоменко, откровения "Велесовой книги" господина Асова, "теория" Валерия Чудинова о происхождении цивилизации, ирредентизм Николая Старикова и прочие концепции круглых "нулей" в исторической науке, значит, вы стоите на скользком пути. Что-то не так с вашей логикой.
Судите сами. Вы же не доверите операцию по пересадке сердца механику из соседнего подъезда. Вы же не сядете на самолёт, которым управляет дворник. Вы никогда не отдадите свои деньги на хранение слесарю из ЖЭКа. Вместо этого вы пойдёте к дипломированному хирургу, найдёте профессионального лётчика, а деньги отнесёте в банк, которым управляют профессиональные банкиры.
В жизненных ситуациях, связанных с нашим личным опытом, мы всегда понимаем, что непрофессионалу доверять нельзя. Это истина в последней инстанции. Но стоит делу коснуться вопросов общих, с личными проблемами не связанных, как здравый смысл говорит нам "гуд бай".
Мы начинаем думать, что профессиональные историки нас обманывают, и отправляемся читать физиков, математиков, драматургов, инженеров-металлургов, а то и дворников, чтобы они открыли нам глаза на подлинную историю Родины.
Это очень любопытный феномен. Почему он происходит? Почему профессионализм лётчиков и хирургов нас успокаивает, а профессионализм историков тревожит и вселяет недоверие? У меня есть два ответа на этот вопрос.
Любовь к сенсациям на фоне глубокой исторической безграмотности
Последние 50 лет история, как увлекательный школьный предмет, деградирует. Не буду объяснять, почему это происходит, но факт остается фактом: выпускники школ и студенты высших учебных заведений историю не знают, а, главное, не понимают. Пишу это как человек, много лет проработавший в вузе.
В разное время мне приходилось слышать и как японские корабли бомбили Копенгаген, и как Ледовое побоище состоялось на Байкальском озере, и как хан Батый разгромил русское войско на Куликовом поле, и как Персия торговала с Россией куриными яйцами, и многое другое.
Но дальше со вчерашними школьниками и студентами происходит любопытная вещь. Годам к 30-35 в них неожиданно просыпается интерес к историческому прошлому, и они начинают искать информацию, - желательно попроще написанную, а не какую-нибудь заумную академическую "чушь", из которой ничего не поймёшь.
И тут им в руки попадаются разнообразные "фоменки" и "бушковы". Они преподносят историю как сенсацию. И стерильные мозги читателя получают отравленную ложью и вымыслом пищу. В момент её активного "пережёвывания" у нашего школьного недоучки открываются глаза - и он начинает понимать, почему ему так скучно было слушать школьного историка. Учитель его обманывал, не говорил правду!
А дальше всё просто: слава Фоменке, Бушкову и Старикову и вечный позор зловредной Академии Наук.
Только никто не понимает, что "фоменки", "бушковы" и "стариковы" до 30 лет истории не знали (см. об этом выше), а после 30 её выдумали в меру своих сил и интеллектуальных способностей. Дворники сели за штурвалы самолётов и повезли своих "пассажиров" в альтернативные страны, высаживать в альтернативные аэропорты.
Запоздалый национализм
Другая причина всплеска интереса к "фолк-хистори" связана с ростом русского национализма. (Скорее всего, национальный "ренессанс" переживают и другие народы России, но мне их "альтернативщики" не известны).
Всплеск национальных переживаний начался перед распадом СССР и продолжается до нынешнего дня. Русские были главной имперской (если угодно, титульной) нацией в "могучем" Союзе, и теперь национальному самосознанию нужен адекватный заменитель этой самой "имперскости".
С исторической точки зрения, ему нужна более древняя и, желательно, героическая история.
Недовызубривший школьный курс истории россиянин обращается к пыльным учебникам и встречает там классовую борьбу во всех её мыслимых и немыслимых формах. Недовольный, он берётся читать академические труды, но в них ему описывают жестокие методы собирания русских земель, ужасы крепостничества, тяготы петровских войн, бездарность правителей и прочее. Хорошее тоже пишут, но этого мало.
В конец расстроенный читатель озирается по сторонам и снова видит книги "бушковых" и стариковых", "чудиновых" и "щербаковых". Вчитывается он в их незабвенные труды и понимает - вот она, правда, которая "до сих пор скрывалась" от русского народа.
Иррациональность берет верх над человеческим разумом, и русский националист начинает верить в откровенный бред, сочинённый очередным "физиком-реставратором", не выходя из-за письменного стола.
Постскриптум
Национальное чувство должно быть у каждого народа, но воспитывать его нужно на подлинных исторических примерах, иначе "любовь к отеческим гробам" может перерасти в нечто неудобоваримое и страшное.