Найти в Дзене
ИстПросвет

Поединок Пересвета с Челубем, которого не было, или как рождаются легенды

Оглавление

Вечная слава Пересвета

Много на Руси было героев и богатырей, но самый эпичный из них - Пересвет. Каждый знает возвышенную историю о том, как могучий витязь и смиренный инок не посрамил золотых куполов, да святых икон, вышел на поединок с громилой Челубеем и сразил его ударом молодецкого копья. Правда, и сам был убит наповал, но тем почётней подвиг, тем выше накал нашей искренней любви и уважения к этому человеку.

Великие герои великого мифа
Великие герои великого мифа

Чёрный пояс по дзю-до

С той - татаро-половецкой стороны - тоже много шума, но уже по поводу Челубея. Для народов Востока он такой же символ святости и религиозной чистоты, как для нас Пересвет. Так уж в истории заведено: кто для одних сокол, тот для других ястреб.

Со слов архиерея Североморской епархии, епископа Митрофана (Баданина) в Интернете ходит байка о том, что Челубей не просто обладал бицепсами с кадушку и грудной клеткой размером сажень на сажень. Епископ Митрофан через вторые руки утверждает, что Челубей был продвинутым тибетским монахом, имел статус "бессмертного" и победил в 300 поединках, пока не нарвался на Пересвета, которого тибетские монахи, наверное, почитают магом и величайшим чародеем на Земле.

Историки всегда норовят все испортить

Как видим, слава поединщиков гуляет по Планете, а между тем есть люди, которые на полном серьёзе утверждают, что никакого поединка не было. А, стало быть, не было и наших героев, а если и были - то обычные воины, как, например, боярин Александр Пересвет, погибший в ходе Куликовской битвы, но не перед её началом. Однако, давайте, я передам слово историку А.Л. Никитину, который провёл целое исследование на эту тему.

О начале Куликовской битвы, пишет А.Л. Никитин, "мы знаем по четырем произведениям": Летописной повести, "Житию Сергия Радонежского", "Задонщине" и "Сказанию о Мамаевом побоище". Самыми ранними из них является Летописная повесть и "Житие Сергия Радонежского". На них мы и остановимся.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 (худ. М.И. Авилов)
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 (худ. М.И. Авилов)

Нулевые известия Летописной повести

Списки "Повести" сохранились в составе Рогожского летописца середины 15 в. и Симеоновской летописи начало 16 века. Их текстологический анализ показывает, что "даже в переработанном к середине 15 в. варианте этого текста нет никакого намека на поединок Пересвета с ордынским богатырем". Битва, сказано в "Повести", началась сразу:

"И тут исполчились обои [стороны] и устремились на бой, (и соступились обои), и была (долгие часы) брань крепка и сеча зла. (Через весь день секлись и пало мертвых множество бесчислено от обоих). И помог бог князю великому Дмитрию Ивановичу)".

В ранней редакции "Повести" имя Пересвета отсутствовало даже в списке погибших в битве князей и бояр, и появилось в нём гораздо позже. Более того, имя Пересвета отсутствует "и в синодике Троицкого монастыря, в который Пересвет должен был быть внесен, если он был троицким иноком".

Преподобный Сергий Радонежский (1314-1382)
Преподобный Сергий Радонежский (1314-1382)

Молчание "Жития преподобного Сергия Радонежского"

Автором "Жития" считается инок Троицкого монастыря Епифаний Премудрый, сподвижник игумена Сергия. Свой труд Епифаний закончил четверть века спустя после смерти Сергия. В древнейших списках "Жития" сказано, что "некогда" к Сергию приехал "князь великий" и жаловался на Мамая, собирающегося учинить церковный погром ("разорить церкви").

Сергий благословил князя на битву, а Дмитрий обещал, если не погибнет, построить монастырь. "Вернувшись с победой, он заложил монастырь на р. Дубенке в память Успения пресвятой Богородицы". Это всё. Никакого Пересвета и Ослябю - двух иноков-богатырей - Сергий с великим князем на Куликово поле не отправлял.

Последний удар по легенде

Мы могли бы просто принять это неприятное известие к сведению, но историки не такие люди. А.Л. Никитин решил выяснить, а о какой, собственно, битве идёт речь? И выяснил, что "победа на Дону приходится на день Рождества Богородицы". А Дмитрий Донской заложил монастырь на р. Дубёнке. в память Успения Богородицы. Улавливаете разницу?

Дальнейшую подсказку дают летописи, современные закладке "обетного монастыря на Дубенке". Они относят его к августу 1379 г., т.е. за год до Куликовской битвы. Вот вам и ответ. Дубенский монастырь был памятником битвы на реке Воже, состоявшейся 11 августа 1378 года "за три дня до праздника Успения Богородицы". К Куликовской битве он не имел никакого отношения.

И поездка Дмитрия в Троицкий монастырь тоже имела отношение к битве на Воже. Состоялась она (эта поездка) летом 1378 г., но даже тогда русские монахи на боевые задания из монастырских стен не выезжали.

Постскриптум

Битва на Куликовом поле - явление героическое. Как ни как, первый опыт обретения государственной самостоятельности. Побили огромное войско непобедимых некогда татар. Сами сложили там свои головы.

В общем, мне понятно, почему автору "Сказания о Мамаевом побоище", написанному в 15 в. человеком литературного склада ума, захотелось добавить трагедийного пафоса в описание битвы и придать ей знаковый характер. Ну а дальше фантазия художника разыгралась, и он выдумал "традиционный" поединок перед боем, хотя ни у русских, ни у татар такой традиции отродясь не бывало.