Найти тему
джазовые пластинки

Герцог, которого я полюбил

Оглавление

Перетасовывая многочисленные записи Трейна, Мингуса и Майлза вы вдруг замечаете, что место отведенное под гений Чарли Паркера сводится к сантиметру-другому корешков, и это считая бокс-сеты. Вынимая пару пластинок Лестера Янга вы оправдываетесь перед собой тем, что его лучший период пришелся на конец тридцатых, да и вообще вся его LP-дискография сводится к буквально трем-пяти прилично записанным альбомам, из которых два у вас есть. Тут доходит до Эллингтона и оправдываться становится сложнее - дискография Дюка по версии discogs насчитывает с полтысячи альбомов, а его записи попали на почти тысячу сборников разного уровня исполнения.

Оказывается этот усатый дядька испортил вам ваши промо-издания
Оказывается этот усатый дядька испортил вам ваши промо-издания

Исключительно из уважения к имени у вас конечно же присутствует пяток записей маэстро - Indigos, Masterpieces (или Uptown) на Columbia Masterworks, которой вы справедливо гордитесь, закрытым гештальтом Дюка с Коулменом Хокинсом на Impulse!, выступление в Ньюпорте 58-го, которое вы приобрели по ошибке, полагая, что именно там 'то знаменитое соло Гонсалвеса', что-то из его встреч на Verve с Джонни Ходжесом, возможно в аудиофильном исполнении (Side By Side / Back To Back) и встреча с кем-то из певцов, то ли с Синатрой, то ли с Эллой. Виднеется и знаменитый Money Jungle, к которому вы, не будучи дураком, не знаете как относиться.

Более или менее точно иронизировать над ситуацией позволяет мой собственный опыт. У меня на полке Эллингтон дебютировал со своей никому не нужной записью середины пятидесятых, сделанной для лейбла Bethlehem. Пребывая в полном восторге от интерпретаций Паркера мелодии Раксина Laura я искал тему в любых исполнениях - на альбоме Presents... за нее берется тенор-саксофонист Пол Гонсалвес, начиная с того самого упомянутого вечера в Ньюпорте главный солист оркестра.

Каким было мое удивление, когда многоуважаемый Скотт Янофф с ресурса allmusic удостоил альбом мягко говоря скромной оценки в 5 из 10 баллов. Конечно я мгновенно про себя посоветовал Яноффу обзавестись достойным проигрывателем пластинок, парой приличных ушей и минимальным пониманием музыки. Понятно, что сегодня, спустя эдак лет семь, я не могу не согласиться с критиком, правда с одним нюансом - балльная шкала у Эллингтона своя, отдельная и какие-либо его пластинки следует оценивать лишь в сравнении с его же работами. Подобный подход, впрочем, применим к любому из артистов.

В чем же дело?

В том, что Эллингтон это далеко не пять-десять пластинок, которые иначе как краеугольными камнями джаза не назовешь (плюсуя к вышеперечисленным нынче небюджетную встречу с Колтрейном, забавную в моно битву с оркестром Каунта Бейси, нечасто встречающийся в своем оригинальном исполнении разговор с Луи), а еще целый ряд шедевров, которые поклонник более современного звучания, форматов мог не рассмотреть/оценить.

Тут уж как решит фортуна. Мне повезло внезапно понять, что Дюк это не только его оркестр, но и блестящий пианист во главе - записи в трио (за исключением все той же Money Jungle), где его фортепианное настроение можно расслушать вне коротких и крайне запоминающихся вставок и вступлений не столь многочисленны и куда менее известны оркестровых работ.

Помог альбом, выпущенный в год смерти маэстро и названный просто The Pianist - на нем представлены записи, сделанные в 66 и 70 годах. На записи Эллингтон как он есть - смешивает традицию и модерн, может баллады и свинг, одним словом неповторим.

Фортепианные шедевры надежно спрятаны и на бокс-сете Mosaic с его записями 53-55 годов, сделанными для Capitol. Многие из них были настолько хороши, что так и не увидели свет, пока продюсер знаменитой серии переизданий Майкл Кускуна не вытащил их из архивов. Среди прочего там можно услышать и то, как маэстро исполняет на электрическом фортепиано - неслыханная дерзость для середины пятидесятых. Более традиционные, пусть и насыщенные изрядной меланхолией и интроспективностью номера оказались на альбоме Plays Ellington, доступном слушателям пятидесятых.

Тем, кто хочет попробовать принимать Дюка сольно предлагается поискать строго лимитированную запись 66-го года, что маэстро сделал во время своего визита во Францию. Приглашенный в средневековый замок он не только отведал местного вина, но и развлек публику попурри из наиболее известных, своих и не только, мелодий. Записал выступление Жан-Батист Пьяццано, у которого к тому времени имелся и свой лейбл, названный по его инициалам, JBP.

Не углубляясь во взаимоотношения Дюка с контрабасистом Джимми Блэнтоном и в их дуэтные записи, датируемые 41 годом, а также устроенный вместе с Рэем Брауном альбом-посвящение легендарному музыканту, навсегда изменившему роль контрабаса в джазовой музыке, хочется перейти к тому, что удивит вас гораздо больше, чем предсказуемая гениальность его ранних записей.

Речь конечно же про гениальность его записей поздних.

Эллингтон и брейкбит

Название пластинки, отхватившей в 68-м для своих авторов Грэмми можно трактовать не слишком уверенными знаниями в географии - мне же куда больше нравится версия о том, что единственная действительно 'far east' страна Япония, что музыканты оркестра посетили во время своего продолжительного турне 63-64 годов, на деле для штатов куда ближе, чем страны ближнего востока. Как и все другие пластинки Эллингтона "Far East Suite" имела огромное значение, теперь уже в формировании американо-азиатских музыкальных отношений.

Многие справедливо считают эту пластинку лучшей в позднем творчестве маэстро - в этом списке личных предпочтений попробую воздержаться от какой-либо нумерации и предложу послушать шестую тему с альбома, Blue Pepper.

Не буду акцентировать ваше внимание на прямо скажем нехарактерной для серьезного оркестра, однако актуальной на момент выпуска пластинки брейкбит основе - Эллингтон опробует этот бросающийся в уши прием минимум дважды на еще двух выдающихся пластинках, которых уверен не хватает в вашей коллекции.

Сначала очень тонко, на New Orleans Suite, записанной для Atlantic в 70-м году, а буквально спустя год, он оказался куда более настойчив на Afro-Eurasian Eclipse. Ей уже пришлось ждать выпуска четыре года, зато время пошло на пользу оформлению - в отличии от трудно запоминающегося портрета Эллингтона обложка 'Афро-Евразийского затмения'
словно предполагает наличие первоклассного материала.

Эллингтон в Европе или 500 почитателей его таланта

Пока проект 101 Strings развлекал публику струнными интерпретациями популярных мелодий Дюк с обложки своего альбома на Reprise заявлял о 500 занятых на записи музыкантов из Европы.

Duke Ellington - The Symphonic Ellington (Reprise, 1963)
Duke Ellington - The Symphonic Ellington (Reprise, 1963)

Как и у любого другого большого артиста были у Эллингтона и свои мечты. Например, записаться с настоящим симфоническим - мечте суждено было сбыться в Европе в начале 63-го. Первую сторону по большей части заняла трехчастная сюита Night Creature - ее можно смело назвать абсолютно удавшейся. Ни о каком 'third stream', слава Богу, речь не идет - музыка на пластинке даже не джаз, а все та же 'ellingtonia', от начала до конца, просто приправленная струнным аккомпанементом.

Трудно припомнить кому с такой кажущейся легкостью удавалось управиться со столь масштабной задачей - музыка Эллингтона напрочь лишена неуклюжести исполнения Дейва Брубека и претенциозности Джона Льюиса и откровенно поражает своей органичностью.

Duke Ellington - Soul Call (Verve, 1967)
Duke Ellington - Soul Call (Verve, 1967)

Будучи во Франции Дюк давал не только приватные концерты на руинах средневековых замков, но и выступал на фестивалях, проводимых на Лазурном Берегу. Сохранились как фото, видео, так и аудиоматериалы - на Verve вышел двойной альбом, где бенд Эллингтона сопровождал Эллу Фитцджеральд, а вдогонку к нему, с довольно спорным оформлением был выпущен Soul Call, с двумя длинными и тремя короткими инструментальными номерами.

На одной из версий открывающей альбом композиции La Plus Belle Africaine маэстро шутит - "после двадцати пяти лет исполнения африканской музыки, мы наконец-то побывали в Африке". Тему можно слушать бесконечно и лучше всего для этого подходит пожалуй именно пластинка Soul Call.

Скоро уже конец?

Эдвард Кеннеди Эллингтон покинул мир в мае 74-го, однако и после его смерти под его именем с завидной регулярностью продолжали выходить пластинки, взять хотя бы ранее не изданную французскую запись 63-го с выдающимися скрипачами Граппелли и Асмуссеном.

Подобрать подходящие эпитеты к описанию творчества больших джазовых музыкантов на деле не так сложно - 'меланхоличный', 'задумчивый', 'интроспективный' это конечно Билл Эванс, 'одухотворенный', 'свободный', 'возвышенный' это конечно Джон Колтрейн, 'неуравновешенный', 'безумный', 'эгоистичный' это конечно Чарльз Мингус. Слов для того, чтобы сколько-нибудь выразить ощущения от музыки Эллингона найти мне пока не удалось - может быть вы справитесь с этим гораздо лучше меня?