Художественному видению мира нельзя научиться, оно дается от природы и свыше. Иногда мастер способен стать кистью в руке Творца, проводником, сосудом, наполняемым Богом. Вот почему многие могут часами находиться у одной картины, рассматривая каждый штрих! Свобода и Вера, Жизнь и Смерть, История и Человек — темы сложные, требующие деликатного обращения. И белорусский живописец Светлана Жигимонт четко улавливает нюансы, обозначает грани добра и зла, соединяет духовное и плотское, сочетает природное и антропогенное. Ее полотна дарят душевное тепло, а порой способны провести с нами шоковую терапию. И тем не менее, художница возвращает надежду на то, что в основе мироздания лежат красота и гармония, а не хаос и безнадежность.
— Можно сказать, что по характеру вы затворник? Это внутренняя необходимость?
— Да, по натуре я волк-одиночка, в какой-то мере затворник. Моя старшая дочь называет меня человеком с аутичными чертами, хотя вроде бы я коммуникабельна, мне нравятся люди, я их не боюсь. Но тем не менее, активного общения с окружающими мне хватает на две-три недели и дальше предпочитаю спрятаться ото всех в свой кокон. Веду достаточно нелюдимую жизнь и, в основном, она проходит в моей мастерской, в доме в Колодищах. Я сделала добровольный выбор, а значит, мне так нравится. Хотя трудно стоять по 8 часов на ногах и писать, но все равно, это самое любимое дело. И я с радостью каждое утро иду в мастерскую, а потом приползаю оттуда уставшая.
— Ваш уклон — это сюжетная картина и психологический портрет. Кто или что повлияло на ваш выбор?
— Это сугубо мои симпатии. То, что меня больше всего вдохновляет в других художниках, то хочется сделать самой. Плюс природная склонность к портрету, видимо, заложена Богом. Я понимаю, что могу добиться сходства. Для того, чтобы создать портрет, человеком нужно уметь полюбоваться, найти в нем что-то особенное, не просто глаза или нос, а его характер, уникальность. И это трудная, но всегда интересная задача. Художник должен быть если не психологом, то улавливать нюансы на уровне интуиции. Если получилось — удовлетворение огромное! Если у тебя вышел букет цветов — это хорошо, но, если удался портрет — это ни с чем несравнимый кайф. Когда пишу натюрморты, то отдыхаю на них от портретов. В своем творчестве стараюсь оставить метки, зарубочки о своем времени, как все художники, которые должны, в моем понимании, это делать. Чтобы много лет спустя следующие поколения могли погрузиться не только в буквы и цифры, но и в атмосферу, в душу прошлой эпохи.
— Вы религиозный человек?
— Да.
— Какой из написанных портретов для вас самый любимый?
— Один из моих любимых портретов «Отец Георгий и его коты». Много сил на него положила. Особенно на котиков. Сам батюшка как-то легко получился. А вот скомпоновать всех этих котов была достаточно сложная задача. Приходилось переставлять их местами, чтобы все легло так, как надо. Нужно было сфантазировать и разместить условные полки и диван для животных. У меня и портрет отца Федора Повного написан, между прочим.
— Но ведь священники — люди скромные. Не каждого убедишь даже интервью дать, как удалось уговорить их позировать вам? Тем более, на такой неформальный портрет с котиками...
— Уговариваю, а что тут такого?! Когда художник хочет и просит — святое дело! Тем более ради искусства. И рисовать священника или обычного мужчину — нет особой разницы. Священнослужитель такой же человек, просто с большими обязанностями перед Богом и бородой.
— Вы не только художник, но и женщина с активной гражданской позицией. У вас есть картина «Праздник вышиванки», которая отражает события на Донбассе. Хотелось бы узнать ее историю создания.
— Что касается сюжета самой картины «Праздник вышиванки», очень хотелось сказать что-то про абсурдную и трагическую ситуацию на Украине, у меня это болело. Не хотелось скатиться в плакат или карикатуру, я ждала чтобы ко мне пришла идея. И вот, в 2017 году, в таком сюрреалистическом виде мною изображены две реальности сегодняшней Украины. С одной стороны, постоянные «перемоги» и дурковатая радость от празднования непонятно чего. И с другой — убитые дети Донбасса, которых никто не видит, не замечает и не говорит о них.
На примере подрамника для этой работы вы можете посмотреть, какие чудесные люди живут у нас в Минске, которые вечно всем недовольны, а сами не в состоянии даже сделать нормальный деревянный подрамник. Безобразие! Уже второй раз картину выворачивает, она год провисела, и ее опять перекосило! И мне теперь надо снимать ее со стены, снова тратить огромные деньги на заказ транспорта, доставку огромного полотна туда-сюда, за сам подрамник и за перетяжку. Я не знаю, с какого перепуга эти люди хотят жить как в Швейцарии, когда они не могут самостоятельно купить нормальные качественные материалы и изготовить ровный подрамник для своих клиентов. Казалось бы, ну что может быть проще? Но нет, а они собрались страну ровнять!
— Некоторые критики обвиняют вас в тенденциозных взглядах в сторону Русского мира, имперскости. Согласны с такими утверждениями?
— Не надо путать Русский мир как идеологический штамп, навязший на зубах, с понятием русской цивилизации, за которую я действительно стою, бьюсь и, если надо, пострадаю. Выступаю за то, чтобы нас — русских, белорусов и украинцев — не отрывали друг о друга. И не отрывали от русской цивилизации, к которой мы — три народа — принадлежим. Потому что плохо придется, если нас загонят в этнокультурное гетто, где только мова с вышиванками и какие-то непонятные личности в качестве героев. Такая попытка недавно произошла. В августе в Беларуси подняли толпу и хотели взять власть в свои руки. По некоторым признакам мы увидели, что нам предлагают. В частности, бчб-флаг. И пусть не смеют сравнивать его с российским триколором, у которого богатая и славная история. Бело-красно-белая тряпка отметилась только в позорных эпизодах и ни в чем хорошем, но ее всучили в руки протестующим, а эти прекраснодушные дурачки ухватились и понесли. Сейчас, конечно, они говорят, что это символ мирных акций. Но я за то, чтобы этот флаг признали экстремистским и запретили целиком и полностью. Чтобы он даже не мелькал нигде, потому что он реальный «знак беды» для нас.
Следом за этим из сундучка с историческими нечистотами вытащили гимн «Магутны Божа», который написала коллаборантка, жена полицая, участвовавшего в убийствах. Как будто ничего другого у нас не нашлось! В этом унылом, достаточно ущербном произведении нет ни глубины мысли, ни поэзии. На любом богослужении мы имеем гораздо богаче по смыслу ектении, чем эта. Учитывая, в каких условиях ее автор просила у Бога всего хорошего, с ужасом думаю, что она вообще под этим помышляла в 1943 году. Времена были страшные, и сама женщина мерзопакостная. И вот это произведение притащили в храм!
— Если вернуться к искусству, актуальная живопись порой наполнена грязью, агрессией и кощунством. Лично мне не понятно, как можно восхищаться такими новаторскими методами, как рисование языком, слюной, голой грудью. Однако его создатели утверждают, что ориентируются на ценности и проблемы современников. Почему так происходит?
— Современное искусство, которое продается за баснословные деньги, во многом сегодня является облигациями. Его покупают не потому, что эти вещи представляют художественную ценность. Просто на арт-рынке существует такое понятие, как вложение денег, а само искусство здесь вообще ни причем. Рисование грудью и половыми органами — такое чисто человеческое желание обратить на себя внимание. Ведь чтобы стать настоящим художником, надо сначала выучиться, потом тяжело трудиться, затем еще учиться, совершенствовать свое мастерство десятилетиями, тренироваться без конца, чтобы не растерять умение — а этого не все хотят. Вот не попрактикуешься год, и происходит откат назад, потому что навыки все легко забываются. А сейчас время легкой славы: квакнул что-то в интернете, сделал свой канал, сотворил бред или выдал какую-нибудь галиматью несусветную и все — ты известен, деньги капают. И бешенные перформансы, часто близкие к сатанизму, из этой же серии. Вообще маховик деградации общества в сторону дебильности раскрутился уже сильно и валит всех подряд. Не знаю, удастся ли в поколении моей младшей дочери вырастить хоть каких-то вменяемых людей.
— Экс-кандидат в президенты Виктор Бабарико — человек, который, казалось бы, так тонко чувствует и понимает искусство, зачем он вообще пошел в политику, как думаете?
— Возможно несколько вариантов. Дело на него стали раскручивать еще до того, как он пришел в политику. Причем не в Беларуси, этим занялись спецслужбы США и Европы еще раньше. А богатым и влиятельным людям иногда сносит крышу в плане осторожности. Хотя понятно, что информация об их деятельности копится, папочка собирается. Но бывает, что чувство здравого смысла людям отказывает, и Виктор Бабарико также был уверен, что его не посмеют посадить, это первый вариант. Второй мотив, которым он мог руководствоваться, — меня не посмеют посадить в статусе кандидата в президенты. И это был хороший ход, начать баллотироваться, когда под ногами загорелась земля. Из всех этих вариантов я больше всего склоняюсь ко второму.
— Вы, наверняка, слышали про белорусского арт-акциониста Алексея Кузьмича-младшего, известного дерзкими перформансами. Его отец создал галерею прекрасных образов Мадонн, а сын разделся против цензуры Минкульта.
— Ну хайпанул парень! В принципе, это настолько в рамках современного мира, что я даже не знаю, кого он этим удивил. После того, как Павленский приколотил гвоздями свои причиндалы на Красной площади, эта табличка на причинном месте Кузьмича выглядит слабовато и как-то местечково. Нет, не то, ерунда, не впечатлил! Смелее надо быть и креативнее! (Смеется).
— Что вас раздражает как художника и что вдохновляет?
— Раздражает высокое самомнение. Когда человек считает, что достоин большего, когда палец о палец не ударил, никому еще пользы не принес в этой жизни и сам из себя ничего не представляет, но полагает, что ему не додали. Вот мы видим студентов, людей, сидящих на пособиях, или предпринимателей, которые работают, но скрываются от налогов. И при этом они требуют у государства всевозможных льгот, возмущаются, что за их налоги в стране что-то делается. Еще у меня вызывает отвращение черная неблагодарность, в особенности по отношению к Господу Богу, за то, что ты живешь, ты сыт, одет, у тебя растут дети и все неплохо, на самом деле. Когда люди начинают нагнетать, преувеличивать свои страдания — это мерзопакостно выглядит. Таким образом они обесценивают настоящее страдание. Вот как один придурок написал в соцсетях, сравнил ситуацию в современной Беларуси с Холокостом, якобы его загнали в гетто — это настолько отвратительно, что не может не раздражать. Он плюет в своих предков, которые перетерпели настоящие страдания во время Великой Отечественной войны. И вот эта показушность, экзальтированность, истеричность, пафос и надрыв — раздражает.
А вдохновляет меня человеческое мужество, стойкость, смелость, доброта, взаимовыручка, взаимопомощь, жертвенность, мудрость. Все то, что человек сохраняет, несмотря на любые сложные обстоятельства вокруг. Когда он не бросается в омут с головой, а может рассуждать, сравнивать, анализировать, спокойно размышлять, а если что-то сам не может додумать, умеет молиться и просить помощи. В общем, непреходящие ценности, которые никогда не исчезнут.
— Я знаю, что некоторым художникам с возрастом сложнее становится показывать свои работы, решиться на выставку. Возможно, возрастают требования к себе, или появляется страх перед критикой. Не замечаете за собой такого?
— Выставляться дорого, и меня только этот момент сдерживает. А так бы делала выставку раз в полгода с удовольствием. Прекрасно вижу и ошибки свои, и где не дотянула, и что у меня по-настоящему удалось. Человек ведь должен сравнивать себя прежде всего с самим собой. Если есть рост — это хорошо!
— Над чем вы сейчас работаете?
— Сюжет моей новой картины я пока держу в секрете. Не люблю такое: пришел и написал, лишь бы на злобу дня. Все по нашей теме, о жизни и событиях, которые потрясли. Вот, например, оппозиционный художник штампует себе синих котиков в разных вариантах с волками. Сами коты, конечно, белые, но на картине все синее, поэтому я их так называю. И раз есть протестное искусство, значит, должно быть и контрпротестное.
Автор статьи: Диана Шибковская
Автор фото: Елена Таборко