Найти тему
От частного к целому

Лубянская площадь. XX век. Кратко.

Лубянская площадь, в советские годы площадь Дзержинского – одна из центральных и наиболее значимых площадей Москвы. Неудивительно, что в быстро развивающемся городе едва ли не всегда ей уделялось огромное внимание, а этапов её трансформации не счесть.

Как и другие крупные московские площади, такие как Пушкинская, Триумфальная (пл. Маяковского), Калужская (Октябрьская), или чуть более камерная Кудринская (пл. Восстания), Лубянка разительно изменила свой масштаб в XX веке. И речь не только об изменившихся высотах зданий, но и о множестве снесённых объектов. Южной гранью площади де-факто является фасад Политехнического музея, хотя на самом деле между ними расположен целый «Музейный парк». Этот сквер образован сносом зданий, ранее занимавших целый небольшой квартал между музеем и площадью. Стоит ли вспоминать о сносе Китайгородской стены, часовни целителя Пантелеймона или о тотальной реконструкции северо-восточной части площади?

Свой предреволюционный облик площадь приняла буквально перед наступлением XX века. Всего скорее, она и не воспринималась как древняя площадь. Наоборот, она виделась центром изменений и развития. Одно из самых известных дореволюционных изображений площади – иллюстрация из серии «Москва в XXIII веке» Товарищества Эйнемъ. Именно картинка Лубянки оказалась самой пророческой: многоэтажные общественные здания, подземные поезда, и … отсутствие фонтана.

Москва Будущего. Лубянская площадь.
Москва Будущего. Лубянская площадь.

Однако, помимо этой известной картинки были и предложения по реконструкции площади. Так, на месте современного «Детского мира» мог оказаться крупнейший вокзал, а к нему под площадью поезда попадали бы по туннелям.

В 1922-1923 гг. (для нас без малого 100 лет назад!) архитектор Владимир Кринский предложил экспериментальный проект небоскрёба ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства). Здание могло бы вознестись у самого начала Мясницкой. Это один из всемирно известных проектов, который стал едва ли не символом советского авангарда. Сложившемуся к тому моменту облику площади всего 20 лет. Чем не поле для экспериментов? (для нас со сноса Дзержинского прошло в полтора раза больше времени).

Проект здания ВСНХ.  1922-1923 гг. Арх. В. Ф. Кринский.
Проект здания ВСНХ. 1922-1923 гг. Арх. В. Ф. Кринский.

1930-е гг. – уникальный период, в котором существовали множественные проекты реконструкций, изменений и трансформаций города. Вопреки часто бытующему мнению, проекты эти были разрозненны и порой не подчинялись какой-то магистральной идее. Впрочем, не мне об этом говорить; интересные и удивительные факты о московских проектах этого времени можно узнать из статей Ю. Д. Старостенко.

Схема вариантов Глубокого ввода. Строительство Москвы. 1933 № 9.
Схема вариантов Глубокого ввода. Строительство Москвы. 1933 № 9.

Остановлюсь лишь на некоторых. Задолго до появления МЦД, ещё в 1930-х гг., рассматривалась идея создания Курско-Октябрьского диаметра – главной железнодорожной магистрали столицы. Но в центральной части, между Останкинским и Пролетарским вокзалами (современные платформы «Останкино» и «Новохохловская») от магистрали отделялась ветвь, которая поднимаясь на эстакады и уходя в тоннели, должна была пройти через центр города. Одной из главных станций этой ветви должна была стать станция под Лубянской площадью.

Предложение площади по проекту Г. Бархина (мастерская моссовета № 4).
Предложение площади по проекту Г. Бархина (мастерская моссовета № 4).
Проект создания "Новой площади Дзержинского" из собрания Государственного музея обороны Москвы
(ГМОМ 1047/78)
Проект создания "Новой площади Дзержинского" из собрания Государственного музея обороны Москвы (ГМОМ 1047/78)

Градостроительные проекты реконструкции предполагали изменение и схемы движения, и самой конфигурации площади, например, развитие вглубь Мясницкой.

Проект станции метро «Лубянка». Арх. Д. Ф. Фридман, И. И. Ловейко. Макет. Из книги: Архитектура Московского метро / под общ. ред. Н. Я. Колли и С. М. Кравец. — Москва: Всесоюзное издательство Академии архитектуры, 1936.
Проект станции метро «Лубянка». Арх. Д. Ф. Фридман, И. И. Ловейко. Макет. Из книги: Архитектура Московского метро / под общ. ред. Н. Я. Колли и С. М. Кравец. — Москва: Всесоюзное издательство Академии архитектуры, 1936.
Фото скульптуры «Метростроевцы», автор Антон Лавинский (предположительно). 1939 г. Фото: 1940-е гг. via pastvu.com
Фото скульптуры «Метростроевцы», автор Антон Лавинский (предположительно). 1939 г. Фото: 1940-е гг. via pastvu.com

Не смотря на удивительные проекты, в середине 1930-х гг. площадь начинает превращаться в более привычную нам «Лубянку». Строится метро, появляется здание с вестибюлем со знаменитыми арками по проекту Д. Ф. Фридмана и И. И. Ловейко. Арки должны были быть фланкированы скульптурами, в 1939 г. одна из скульптур даже была установлена. А в центре площади формируется цветник. Мало кто знает, но автором цветника является как раз Владимир Кринский. Правда, в проекте это цветник вокруг фонтана.

Цветник вокруг фонтана на площади Дзержинского. 1936 г. Арх. В. Ф. Кринский.
Из собрания ГНИМА им. А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1672_361)
Цветник вокруг фонтана на площади Дзержинского. 1936 г. Арх. В. Ф. Кринский. Из собрания ГНИМА им. А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1672_361)

В послевоенные годы начинается реконструкция здания, за которым в итоге закрепится «здание КГБ / ФСБ». Конечно, А. В. Щусев и его мастерская не могли просто заниматься реконструкцией здания. Ревизии подверглась вся площадь и прилегающие постройки, даже кварталы. В этих проектах уже видна идея сноса квартала со стороны Политехнического музея, и, симметрично, снос квартала со стороны Пушечной улицы (современный «Детский мир»). В собрании Музея архитектуры им. А. В. Щусева сохранились эскизные проекты площади, поиски её геометрии. Многие из этих графических листов оцифрованы и их можно посмотреть на замечательном сайте goskatalog.ru

Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1478/10421) via goskatalog.ru
Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1478/10421) via goskatalog.ru

Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1478/10442) via goskatalog.ru
Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1478/10442) via goskatalog.ru
Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1478/10439) via goskatalog.ru
Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1478/10439) via goskatalog.ru
Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1478/10419) via goskatalog.ru
Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1478/10419) via goskatalog.ru

Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1478/10441) via goskatalog.ru
Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1478/10441) via goskatalog.ru

В ряде эскизов видно, что рассматривались варианты создания крестовой композиции цветника. В этих же проектах появляется идея некоторого вертикального объекта, фиксирующего композиционный центр площади. На эскизах можно проследить идею установки триумфальной колонны, подобной знаменитому монументу на Дворцовой площади.

В начале 1950-х «на арену» площади Дзержинского выходит А. Н. Душкин. Его постройка – здание Детского магазина. Но, как и Щусев, его бригада работает также и с площадью. Как и во многих проектах Щусева, Душкин не собирается сносить здание со стороны Политехнического музея. Нет. Но он предлагает его реконструкцию, в результате которой обновлённый фасад здания отвечал бы фасаду Детского мира, симметрично замыкая композицию площади с юго-востока. Вместе с тем, в проектах Душкина в центре площади сохраняется лаконичный круглый цветник.

Генеральный план "Детского мира" и площади Дзержинского. начало 1950-х гг.
Арх. А. Н. Душкин. Из собрания ГНИМА им. А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1754_14) via goskatalog.ru
Генеральный план "Детского мира" и площади Дзержинского. начало 1950-х гг. Арх. А. Н. Душкин. Из собрания ГНИМА им. А. В. Щусева (ГНИМА ОФ-1754_14) via goskatalog.ru

На иллюстрации отчётливо виден план здания со стороны Политехнического музея. Душкин предлагает обустройство портика, симметричного "Детскому миру".

Здания в юго-восточной части площади. Вид со стороны будущего "Детского мира". Начало 1950-х гг. (via pastvu.com)
Здания в юго-восточной части площади. Вид со стороны будущего "Детского мира". Начало 1950-х гг. (via pastvu.com)

В 1957 г. открыт «Детский мир», в 1958 г. установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому.

И только во второй половине 1960-х гг. сносят квартал между Новой площадью и Лубянским проездом (в то время проезд Серова, назван в честь А. К. Серова – советского военного лётчика), площадь обретает более-менее знакомый вид. Как замечает в своей статье 1968 г. архитектор Павел Штеллер, в результате реконструкции в систему площади включено здание Политехнического музея.

Спутниковый снимок центра Москвы. 1964 г. (via retromap.ru)
Спутниковый снимок центра Москвы. 1964 г. (via retromap.ru)
Спутниковый снимок центра Москвы. 1970 г. (via retromap.ru)
Спутниковый снимок центра Москвы. 1970 г. (via retromap.ru)

В это время рассматриваются концепции будущего генерального плана города. Не стоит относиться к этим концепциям с излишней серьёзностью. Скорее, это поиски философии организации города, выраженные чистым «бумажным» языком архитектурных утопий. В одном из достаточно радикальных вариантов предполагалось установить в Китай-городе три небоскрёба правительственного центра СССР и окружить получившийся ансамбль вместе с Кремлём кольцом– кольцом общесоюзных министерств и ведомств. Как раз частью этого кольца могло стать здание КГБ, а площадь оказалась бы парадным пространством между кольцом и небоскрёбами.

Конкурсный проект структуры Москвы. 1967. Молодёжная бригада Моспроекта-2. руководитель В. Калинин.
Строительство и архитектура Москвы. - 1967. - № 3.
Конкурсный проект структуры Москвы. 1967. Молодёжная бригада Моспроекта-2. руководитель В. Калинин. Строительство и архитектура Москвы. - 1967. - № 3.

Именно во второй половине 1960-х гг. в архитектурной периодике большое внимание уделялось и более реальному, как тогда казалось, проекту – новой московской магистрали – Новокировскому проспекту (его фрагмент – современный проспект Сахарова). Любопытно, что это внимание едва ли не превосходило интерес к Новому Арбату. Руководил авторским коллективом П. П. Штеллер. Рассматривались самые разные концепции проспекта, понятно было одно – это должна быть улица совершенно нового масштаба и выдержанная в совершенно новом архитектурном языке.

Макет Новокировского проспекта и площади Дзержинского.
Строительство и архитектура Москвы. - 1971. - №7-8.
Макет Новокировского проспекта и площади Дзержинского. Строительство и архитектура Москвы. - 1971. - №7-8.

Проект Новокировского проспекта.
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.
Проект Новокировского проспекта. Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.
Проект Новокировского проспекта и организации движения на площади Дзержинского.
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6.
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.
Проект Новокировского проспекта и организации движения на площади Дзержинского. Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6. Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.

Разнились и варианты начала проспекта: например, в некоторых проектах от самой Лубянской площади. Другие архитекторы предлагали вести проспект буквально от Кремля, и тогда Лубянка становилась первым крупным узлом магистралей. В это время организация транспортного, автомобильного движения в многоуровневых пересечениях считалась самой прогрессивной. «Развязка» воспринималась едва ли не как символ современной организации городов, становящихся местом движения множественных потоков в многоуровневом пространстве. Неудивительно, что в одном из проектов на месте Лубянской площади появляется прекрасно нам знакомая клеверная развязка. Конечно, сейчас такой проект покажется варварским. В то время он воспринимался подобно открыткам из начала века – утверждение Лубянской площади как центра нового города, устремлённого в будущее.

Новокировский проспект. 1967-1968. Проект Мастерской №11 Моспроекта-2.
Арх. Л. Н. Павлов
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6
Новокировский проспект. 1967-1968. Проект Мастерской №11 Моспроекта-2. Арх. Л. Н. Павлов Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6

Так как проекты были градостроительными, то архитектурные решения в них условны. В макетах рассматриваются варианты сопряжения проспекта, Мяскницкой и площади. И архитектурной компоновки этого сопряжения. Памятник при этом в некоторых вариантах смещается ближе к Политехническому музею, вставая в новом геометрическом центре площади и в створе проспекта; в случае с клевером он сдвинут ближе к зданию КГБ/ФСБ, а в некоторых проектах он и вовсе отсутствует.

Новокировский проспект. 1967-1968. Проект Мастерской №13 Моспроекта-1.
Арх. Ю. В. Ранинский
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6
Новокировский проспект. 1967-1968. Проект Мастерской №13 Моспроекта-1. Арх. Ю. В. Ранинский Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6

Один из неожиданных проектов этого смотра представлен мастерской Б. И. Тхора. С одной стороны, проект радикален – в нём предусмотрено обустройство автомобильного тоннеля под площадью, с другой – в этом проекте предлагалось сохранить многие объекты исторической застройки и даже восстановить Китайгородскую стену.

Новокировский проспект. 1967-1968.
Проект Мастерской №12 Моспроекта-2. Арх. Б. И. Тхор.
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6
Новокировский проспект. 1967-1968. Проект Мастерской №12 Моспроекта-2. Арх. Б. И. Тхор. Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6

В ряде проектов предполагалась организация крупного общественного центра «за» Лубянской площадью, который в силу своего архитектурно-композиционного решения становился бы и доминантой площади. Самые выразительные (но и разрушительные для городского силуэта) идеи были связаны со строительством высотного комплекса условно на месте пересечения Мясницкой и Большого Златоустьинского переулка.

Таким амфитеатром, с партером, зданием КГБ и небоскрёбом площадь и предстала на иллюстрации в советском журнале «Строительство и архитектура Москвы». Панорама площади открывается в створе единого пространства Театрального проезда и Никольской улицы (проспект Маркса и ул. 25 октября), её горизонтали поддерживают здание КГБ/ФАСБ и новые здания по Лубянскому проезду (проезд Серова), а её вертикальную динамику фиксируют памятник Дзержинскому и словно «двоящийся» в стремлении вверх небоскрёб.

Вид на площадь Дзержинского. 
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.
Вид на площадь Дзержинского. Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.

Смотр-конкурс Новокировского проспекта объявлен в 1967 г., его итоги опубликованы в 1968. К этому моменту памятник стоит всего 10 лет.

Реконструкция здания КГБ / ФСБ завершена в 1980-х, тогда же построены здания на углу Мясницкой и Лубянского проезда. Более того, с момента сноса памятника в 1991 прошло почти столько же времени, сколько и простоял на площади сам памятник. Словом, и привычный по старым фотографиям дореволюционный ансамбль площади, и площадь с памятником, и площадь без памятника – уже равные по толщине времени исторические слои. «Особняком» здесь остаётся лишь призрак фонтана, видевшего становление площади в XIX веке.


Использованы материалы:

Материалы, представленные на сайте "Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации goskatalog.ru", размещённые Государственным Научно-исследовательским музеем Архитектуры имени А. В. Щусева и Государственным музеем обороны Москвы.

Материалы периодических изданий:
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6.
Строительство и архитектура Москвы. - 1967. - № 3.
Строительство Москвы. - 1933. - № 9.

а также открытых интернет источников.

#Лубянка #лубянскаяплощадь #дзержинский #памятникдзержинскому #площадьдзержинского #москвоведение #москва #архитектурамосквы #историярхитектуры