Лубянская площадь, в советские годы площадь Дзержинского – одна из центральных и наиболее значимых площадей Москвы. Неудивительно, что в быстро развивающемся городе едва ли не всегда ей уделялось огромное внимание, а этапов её трансформации не счесть.
Как и другие крупные московские площади, такие как Пушкинская, Триумфальная (пл. Маяковского), Калужская (Октябрьская), или чуть более камерная Кудринская (пл. Восстания), Лубянка разительно изменила свой масштаб в XX веке. И речь не только об изменившихся высотах зданий, но и о множестве снесённых объектов. Южной гранью площади де-факто является фасад Политехнического музея, хотя на самом деле между ними расположен целый «Музейный парк». Этот сквер образован сносом зданий, ранее занимавших целый небольшой квартал между музеем и площадью. Стоит ли вспоминать о сносе Китайгородской стены, часовни целителя Пантелеймона или о тотальной реконструкции северо-восточной части площади?
Свой предреволюционный облик площадь приняла буквально перед наступлением XX века. Всего скорее, она и не воспринималась как древняя площадь. Наоборот, она виделась центром изменений и развития. Одно из самых известных дореволюционных изображений площади – иллюстрация из серии «Москва в XXIII веке» Товарищества Эйнемъ. Именно картинка Лубянки оказалась самой пророческой: многоэтажные общественные здания, подземные поезда, и … отсутствие фонтана.
Однако, помимо этой известной картинки были и предложения по реконструкции площади. Так, на месте современного «Детского мира» мог оказаться крупнейший вокзал, а к нему под площадью поезда попадали бы по туннелям.
В 1922-1923 гг. (для нас без малого 100 лет назад!) архитектор Владимир Кринский предложил экспериментальный проект небоскрёба ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства). Здание могло бы вознестись у самого начала Мясницкой. Это один из всемирно известных проектов, который стал едва ли не символом советского авангарда. Сложившемуся к тому моменту облику площади всего 20 лет. Чем не поле для экспериментов? (для нас со сноса Дзержинского прошло в полтора раза больше времени).
1930-е гг. – уникальный период, в котором существовали множественные проекты реконструкций, изменений и трансформаций города. Вопреки часто бытующему мнению, проекты эти были разрозненны и порой не подчинялись какой-то магистральной идее. Впрочем, не мне об этом говорить; интересные и удивительные факты о московских проектах этого времени можно узнать из статей Ю. Д. Старостенко.
Остановлюсь лишь на некоторых. Задолго до появления МЦД, ещё в 1930-х гг., рассматривалась идея создания Курско-Октябрьского диаметра – главной железнодорожной магистрали столицы. Но в центральной части, между Останкинским и Пролетарским вокзалами (современные платформы «Останкино» и «Новохохловская») от магистрали отделялась ветвь, которая поднимаясь на эстакады и уходя в тоннели, должна была пройти через центр города. Одной из главных станций этой ветви должна была стать станция под Лубянской площадью.
Градостроительные проекты реконструкции предполагали изменение и схемы движения, и самой конфигурации площади, например, развитие вглубь Мясницкой.
Не смотря на удивительные проекты, в середине 1930-х гг. площадь начинает превращаться в более привычную нам «Лубянку». Строится метро, появляется здание с вестибюлем со знаменитыми арками по проекту Д. Ф. Фридмана и И. И. Ловейко. Арки должны были быть фланкированы скульптурами, в 1939 г. одна из скульптур даже была установлена. А в центре площади формируется цветник. Мало кто знает, но автором цветника является как раз Владимир Кринский. Правда, в проекте это цветник вокруг фонтана.
В послевоенные годы начинается реконструкция здания, за которым в итоге закрепится «здание КГБ / ФСБ». Конечно, А. В. Щусев и его мастерская не могли просто заниматься реконструкцией здания. Ревизии подверглась вся площадь и прилегающие постройки, даже кварталы. В этих проектах уже видна идея сноса квартала со стороны Политехнического музея, и, симметрично, снос квартала со стороны Пушечной улицы (современный «Детский мир»). В собрании Музея архитектуры им. А. В. Щусева сохранились эскизные проекты площади, поиски её геометрии. Многие из этих графических листов оцифрованы и их можно посмотреть на замечательном сайте goskatalog.ru
В ряде эскизов видно, что рассматривались варианты создания крестовой композиции цветника. В этих же проектах появляется идея некоторого вертикального объекта, фиксирующего композиционный центр площади. На эскизах можно проследить идею установки триумфальной колонны, подобной знаменитому монументу на Дворцовой площади.
В начале 1950-х «на арену» площади Дзержинского выходит А. Н. Душкин. Его постройка – здание Детского магазина. Но, как и Щусев, его бригада работает также и с площадью. Как и во многих проектах Щусева, Душкин не собирается сносить здание со стороны Политехнического музея. Нет. Но он предлагает его реконструкцию, в результате которой обновлённый фасад здания отвечал бы фасаду Детского мира, симметрично замыкая композицию площади с юго-востока. Вместе с тем, в проектах Душкина в центре площади сохраняется лаконичный круглый цветник.
На иллюстрации отчётливо виден план здания со стороны Политехнического музея. Душкин предлагает обустройство портика, симметричного "Детскому миру".
В 1957 г. открыт «Детский мир», в 1958 г. установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому.
И только во второй половине 1960-х гг. сносят квартал между Новой площадью и Лубянским проездом (в то время проезд Серова, назван в честь А. К. Серова – советского военного лётчика), площадь обретает более-менее знакомый вид. Как замечает в своей статье 1968 г. архитектор Павел Штеллер, в результате реконструкции в систему площади включено здание Политехнического музея.
В это время рассматриваются концепции будущего генерального плана города. Не стоит относиться к этим концепциям с излишней серьёзностью. Скорее, это поиски философии организации города, выраженные чистым «бумажным» языком архитектурных утопий. В одном из достаточно радикальных вариантов предполагалось установить в Китай-городе три небоскрёба правительственного центра СССР и окружить получившийся ансамбль вместе с Кремлём кольцом– кольцом общесоюзных министерств и ведомств. Как раз частью этого кольца могло стать здание КГБ, а площадь оказалась бы парадным пространством между кольцом и небоскрёбами.
Именно во второй половине 1960-х гг. в архитектурной периодике большое внимание уделялось и более реальному, как тогда казалось, проекту – новой московской магистрали – Новокировскому проспекту (его фрагмент – современный проспект Сахарова). Любопытно, что это внимание едва ли не превосходило интерес к Новому Арбату. Руководил авторским коллективом П. П. Штеллер. Рассматривались самые разные концепции проспекта, понятно было одно – это должна быть улица совершенно нового масштаба и выдержанная в совершенно новом архитектурном языке.
Разнились и варианты начала проспекта: например, в некоторых проектах от самой Лубянской площади. Другие архитекторы предлагали вести проспект буквально от Кремля, и тогда Лубянка становилась первым крупным узлом магистралей. В это время организация транспортного, автомобильного движения в многоуровневых пересечениях считалась самой прогрессивной. «Развязка» воспринималась едва ли не как символ современной организации городов, становящихся местом движения множественных потоков в многоуровневом пространстве. Неудивительно, что в одном из проектов на месте Лубянской площади появляется прекрасно нам знакомая клеверная развязка. Конечно, сейчас такой проект покажется варварским. В то время он воспринимался подобно открыткам из начала века – утверждение Лубянской площади как центра нового города, устремлённого в будущее.
Так как проекты были градостроительными, то архитектурные решения в них условны. В макетах рассматриваются варианты сопряжения проспекта, Мяскницкой и площади. И архитектурной компоновки этого сопряжения. Памятник при этом в некоторых вариантах смещается ближе к Политехническому музею, вставая в новом геометрическом центре площади и в створе проспекта; в случае с клевером он сдвинут ближе к зданию КГБ/ФСБ, а в некоторых проектах он и вовсе отсутствует.
Один из неожиданных проектов этого смотра представлен мастерской Б. И. Тхора. С одной стороны, проект радикален – в нём предусмотрено обустройство автомобильного тоннеля под площадью, с другой – в этом проекте предлагалось сохранить многие объекты исторической застройки и даже восстановить Китайгородскую стену.
В ряде проектов предполагалась организация крупного общественного центра «за» Лубянской площадью, который в силу своего архитектурно-композиционного решения становился бы и доминантой площади. Самые выразительные (но и разрушительные для городского силуэта) идеи были связаны со строительством высотного комплекса условно на месте пересечения Мясницкой и Большого Златоустьинского переулка.
Таким амфитеатром, с партером, зданием КГБ и небоскрёбом площадь и предстала на иллюстрации в советском журнале «Строительство и архитектура Москвы». Панорама площади открывается в створе единого пространства Театрального проезда и Никольской улицы (проспект Маркса и ул. 25 октября), её горизонтали поддерживают здание КГБ/ФАСБ и новые здания по Лубянскому проезду (проезд Серова), а её вертикальную динамику фиксируют памятник Дзержинскому и словно «двоящийся» в стремлении вверх небоскрёб.
Смотр-конкурс Новокировского проспекта объявлен в 1967 г., его итоги опубликованы в 1968. К этому моменту памятник стоит всего 10 лет.
Реконструкция здания КГБ / ФСБ завершена в 1980-х, тогда же построены здания на углу Мясницкой и Лубянского проезда. Более того, с момента сноса памятника в 1991 прошло почти столько же времени, сколько и простоял на площади сам памятник. Словом, и привычный по старым фотографиям дореволюционный ансамбль площади, и площадь с памятником, и площадь без памятника – уже равные по толщине времени исторические слои. «Особняком» здесь остаётся лишь призрак фонтана, видевшего становление площади в XIX веке.
Использованы материалы:
Материалы, представленные на сайте "Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации goskatalog.ru", размещённые Государственным Научно-исследовательским музеем Архитектуры имени А. В. Щусева и Государственным музеем обороны Москвы.
Материалы периодических изданий:
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6.
Строительство и архитектура Москвы. - 1967. - № 3.
Строительство Москвы. - 1933. - № 9.
а также открытых интернет источников.
#Лубянка #лубянскаяплощадь #дзержинский #памятникдзержинскому #площадьдзержинского #москвоведение #москва #архитектурамосквы #историярхитектуры