Одним из телесериалов отечественного производства, которые меня приятно удивили, стала «Эпидемия» (или « To the Lake », как сериал назвали для международного показа. Интересные персонажи, цепляющие внимание сюжетные повороты, отличная игра актёров и удивительная актуальность темы (сценарий-то писался ещё до мировых проблем с коронавирусом) заставили посмотреть сие произведение от начала до конца. При том, что минусов в «Эпидемии» достаточно много. Вот о них и расскажу ниже. Постараюсь обойтись без спойлеров.
1. Героиня Виктории Агалаковой оказывается менее интересной, чем это заявлено в 1-ой серии. Впервые мы видим Полину (так зовут героиню) в наркодиспансере, куда за ней приезжает отец. Пока отец заполняет в регистратуре необходимые бумажки, дочка устраивает в туалете пожар, да и вообще ведёт себя крайне дерзко. Больше за весь сериал она не будет настолько опасной, непредсказуемой и резкой бунтаркой. Да, она показана таким трудным великовозрастным подростком, но не более того.
2. Отсутствие химии между героями Виктории Агалаковой и Эльдара Калимулина. Поверить в то, что такая девочка, как Полина, может хотя бы заинтересоваться таким мальчиком, как Миша (а, напомню, по сюжету он аутист-заучка) совершенно невозможно. Нас же пытаются убедить, что между ними вспыхивает обоюдная и очень большая любовь. И если воздыхания юноши по белокурой бестии выглядят достаточно убедительно, то вот сцены, где Полина, унижаясь, со слезами на глазах признаётся ему в любви, — нет.
3. Обман зрителя в конце первой серии и начале второй. Первая серия «Эпидемии» заканчивается тем, что в посёлок, где проживают герои, заезжает банда вооружённых бандитов, обозлённых оказанным им ранее отпором (и тем более, убийством одного бандита). На финальных кадрах бандиты дают автоматную очередь по спинам убегающих от них главных героев. Понятно, что после такого тем не выжить. Но в начале 2-ой серии выясняется, что бандиты… ошиблись посёлком и застрелили не тех. То есть, нам на голубом глазу «втюхивают», что где-то по соседству стоят два совершенно идентичных посёлка, по улицам которых бегают две совершенно идентичные парочки, и где стоят совершенно идентичные брошенные фуры?! На самом-то деле, автор сценария Роман Кантор сделал из финала стартовой серии классный «крючок» для зрителя, но сам на него попался, и не зная, как выкрутиться, пошёл на такой наглый, беззастенчивый подлог.
4. Персонажи постоянно забывают смотреть на дорогу. Весь сериал герои — представители двух семейств — куда-то бегут, идут или едут. При этом, если они находятся в машине, а сценаристу кровь из носу надо поставить перед ними новую преграду для нового сюжетного витка, он, чаще всего, прибегает к одному и тому же решению: водитель отвлекается на сидящего сзади. Машину при этом либо заносит в кювет, либо она врезается в препятствие, либо едва не врезается, но в последний момент водила спохватывается и… уводит авто в кювет. Раз за разом! Раз за разом! Ну, хотя бы для разнообразия прибег к ещё одному киношному штампу и выгнал бы оленя на дорогу перед машиной, что ли!
5. Невесть откуда взявшиеся боевые способности у женщин. В одной из серий «Эпидемии» героиня Марьяны Спивак —казалось бы, обычная домохозяйка, — вдруг превращается в Рэмбо. Она решительно выхватывает автомат, умело передёргивает затвор, лихо даёт очередь в воздух. Откуда у неё навыки обращения с оружием, нам так и не объясняется. Но эта военная сноровка обнаруживается не только у неё. В другой серии героиня Виктории Исаковой, психолог Анна, хватается за ружьё и тоже весьма неплохо с ним обращается.
6. Из деревенских баб и забулдыг, оказывается, можно за полчаса создать диверсионный отряд. По мнению сценариста Романа Кантора и режиссёра Павла Костомарова, научить обращению с оружием — вообще плёвое дело. Иначе, вряд ли бы они показали в одной из серий, как бывший военный вооружает деревенских бабок и алкашей разнокалиберным огнестрелом, и после короткой огневой подготовки (во время которой деревня палит мимо импровизированных мишеней) ведёт их в бой на противника. Противник, меж тем, не какая-нибудь соседская гопота, а хорошо вооружённый спецназ, зачищающий одну деревню за другой! Надо ли объяснять, кто победил в итоге в этой неравной схватке?
7. Неуместная любовь на фоне кровавой бани. В той же самой серии возникает совершенно неуместная сцена! Сразу после деревенского побоища, ещё не успел дымок из многочисленных стволом развеяться, местная медсестра уединяется с экс-военным в автобусе, где выясняется, что между ними вспыхнул любовный интерес. Выглядит это совершенно неуместно! Мимо автобуса таскают окровавленные тела. Среди погибших — не только «чужаки», но свои же, местные односельчане! У медсестры чуть ранее, тем же днём пристрелили мужа, чуть не у неё на глазах! Но она находит в себе силы строить глазки и лыбиться постороннему мужику, с которым прежде, похоже, толком и не общалась. Поразительно, что неуместность такой романтичной сцены на фоне кровавой бани не замечает ни сценарист, ни режиссёр, ни актёры (а двух нововлюблённых играют Анна Михалкова и Игорь Савочкин).
8. Авторы сериала «Эпидемия» считают, что Россию населяют аморальные, кровожадные, неадекватные недочеловеки. Едва становится известно, что в стране бушует эпидемия, как население срывается с цепи. Ещё не известны ни масштабы эпидемии, ни течение болезни, ни возможности её вылечить, а обычная на вид молодёжь уже сбивается в мародёрствующие банды. И ладно бы они просто грабили. То, как они обращаются с жертвами, выдаёт в них каких-то серийных кровожадных маньяков. Впрочем, взрослые тоже ведут себя с неадекватной жестокостью. Стоит только на автозаправке какому-то несчастному закашляться, его не прогоняют —нет! И не избивают. Его просто затыкивают ножом на месте. Драматург уверен, что его соотечественники в такой ситуации превратятся в озверелых чудовищ? К счастью, он ошибся! Реальные события, связанные с эпидемией коронавируса, показали, что россияне действительно могут излишне нервно реагировать на покашливающего в публичном месте человека без медицинской маски. Но дальше переругиваний при этом не заходило. Ну, не слишком ожесточённые драки имели место быть. Вроде, обошлось без поножовщины.
9. В условиях страшной эпидемии всем наплевать на меры предосторожности. При такой боязни болезни, люди в сериале на удивление беспечны. В кадре вы почти не увидите человека в медицинской маске на лице! Про перчатки я уж не говорю! При этом, все говорят о том, как боятся заболеть, все преувеличено реагируют на покашливания, но прибегнуть к элементарным средствам защиты ленятся! И не только рядовые граждане, но и медики, которые — казалось бы — должны понимать, что к чему. Ан нет! Героиня Михалковой (напомню, по сценарию деревенская медработница) встретив мальчика без куртки вообще напяливает на него чужую, даже не подумав о том, что та может оказаться с плеч заражённого (типа, пусть лучше заболеет смертельной болезнью, лишь бы не простыл?).
10. Странная избирательность «очень заразной болезни». Про неведанную доселе смертоносную болезнь нам в первых же сериях «Эпидемии» дают понять одно — она очень заразна, передаётся по воздуху, через прикосновения к заражённому и через его вещи. При этом, все персонажи крайне безалаберно относятся к мерам предосторожности (смотрите пункт 9), не надевают маски, не носят перчатки, бегают по больничным помещениям, вступают в прямой контакт с больными… И не заражаются! Ну, то есть, почти никто из главных персонажей не заражается каким-то чудесным образом. Может, потому никто маски и не носит, что знает — «очень заразная» болезнь крайне избирательна и нападает только тогда, когда это нужно по сценарию?
Повторюсь: несмотря на то, что почти в каждой серии находилось нечто, что порождало у меня «фейспалм», в целом от «Эпидемии» осталось положительное впечатление. Я даже перестал удивляться сообщениям, будто бы американский писатель Стивен Кинг сериал похвалил. Хотя, всё равно решил проверить так ли это. Результатом проверки поделюсь в одной из ближайших публикаций. Подписывайтесь на канал КиноРаритет, чтобы не пропустить.
PS я уже выпускал видеоролик с разбором телесериала «Эпидемия». Но, как можете убедиться, это — более подробный и складно изложенный «разбор полётов».