Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺 15 шедевров модерна, которые можно купить прямо сейчас.

Оглавление

«Купить прямо сейчас» — это я, конечно, поторопилась: любое произведение декоративного искусства эпохи блистательного Модерна стоит сейчас безумно дорого. Но сама мысль о том, что можно просто купить шедевр – частичку самой красивой, самой роскошной, утонченной и прекрасной эпохи так притягательна…

К тому же, как известно, «за просмотр денег не берут», а потому есть смысл заглянуть в галереи и «прицениться», точнее – полюбопытствовать. Так как любопытство для моего пола всегда почиталось некой формой образования, я решила не "размениваться на мелочи" и заняться подобными созерцательными упражнениями на просторах одной из самых известных и значимых галерей.

Macklowe Gallery – это не просто любительская коллекция предметов декоративного искусства эпохи Модерн, это – 1800 кв.м. выставочного пространства, где представлены самые разнообразные шедевры из мира роскошной мебели, хрупкого стекла и вычурных украшений, наделенных неповторимым очарованием Арт Нуво.

А еще, это крупнейшая в мире коллекция знаменитых ламп Тиффани.

Как ни странно, у истоков этой галереи стояли, в сущности, обычные люди, не имеющие ни богатых родственников, ни связей, ни лишних денег: Ллойд и Барбара Маклоу. Однажды они увидели на выставке антиквариата лампу Тиффани, влюбились в ее изысканную и красочную сказку стекла и света и не смогли устоять перед покупкой: 500 долларов, в кредит… Я их понимаю: разве можно равнодушно пройти мимо Тиффани?

А потом началась «охота»: сначала за американской керамикой Руквуд, затем - за шедеврами Тиффани, а после Маклоу «доросли» и до французского Арт Нуво… В результате в 1971 году они смоги уже открыть собственную галерею.

Постепенно обороты маленькой семейной страсти росли и в итоге к 2019 году превратились в одно из самых значительных частных собраний предметов декоративного искусства 20 века. Модерн сохранил свои ведущие позиции в ассортименте шедевров галереи, но уже не является единственной представленной эпохой.

Итак, что же интересного здесь можно приобрести, если вдруг повезет выиграть в лотерею. Я присмотрела 15 шедевров, каждый из которых является не просто произведением искусства, но и вполне себе полноценным символом прекрасной эпохи Модерна.

Начнем с чего-нибудь попроще, подешевле.

15. Стеклянная ваза с камеей «Слива», Эмиль Галле, 25000 $

Любое упоминание об эпохе Модерна немыслимо без этого выдающегося французского художника. Основатель знаменитой школы Нанси, первым оценивший многоликую и изменчивую красоту хрупкого стекла, Э.Галле стремился создать новые формы красоты, декоративные, утонченные и вместе с тем, утилитарные, практичные.

Стеклянная ваза с камеей «Слива», Эмиль Галле, Macklowe Gallery
Стеклянная ваза с камеей «Слива», Эмиль Галле, Macklowe Gallery

В своем творчестве он использовал разные техники изготовления стеклянных изделий, камея в этом отношении вряд ли может считаться особенной.

Но разве можно игнорировать скромное очарование этой вазы: вся она наполнена каким-то внутренним светом, подобно хрупкому ночному огоньку неизвестно как потерявшемуся в роскошной листве капризного сливового дерева…Его кривые ветки уже почти опутали хрупкое стекло, скрыли его под матовым блеском округлых слив… Как хочется к ним прикоснуться - кажется, что после после этого странное очарование в сущности простого предмета декора станет хоть чуточку понятнее и ближе….

14. Стеклянная ваза «Цветы и пчелы», Даум Нанси, 25000 $.

И опять французы, и опять – Нанси. О знаменитых последователях и приемниках творческого гения Э.Галле я уже достаточно подробно писала в другой статье, но умиляться и восхищаться стеклянными шедеврами знаменитой фирмы не устаю до сих пор.

Стеклянная ваза «Цветы и пчелы», Даум Нанси, Macklowe Gallery
Стеклянная ваза «Цветы и пчелы», Даум Нанси, Macklowe Gallery

Только посмотрите на этот изящный, хрупкий цветок, чьи изгибы, выпуклости и впадины с невероятной натуралистичностью переданы мастером. Однако, при всем при этом, его стеклянные лепестки – лишь полотно для другого произведения: солнечной картины из цветущих орхидей и пчел. В этой теплой магии стекла и истиной природной красоты заключается главная особенность великолепного Модерна.

13. Подставка для зонтов и тростей «Лягушки», Эмиль Галле, 39500 $.

С моей точки зрения, это самый недооцененный экспонат в данном списке. Не то чтобы я часто покупала подставки для зонтов, но предметов мебели от Галле осталось очень мало, а уж таких колоритных – тем более.

Подставка для зонтов и тростей «Лягушки», Эмиль Галле, Macklowe Gallery
Подставка для зонтов и тростей «Лягушки», Эмиль Галле, Macklowe Gallery

Разве могут кого-то оставить равнодушным эти милые лягушачьи мордочки и роскошное панно с изображением спокойной водной глади заросшего пруда, окруженной цветами, в теплых красках дерева. Но больше всего меня трогают очаровательные ножки в виде лягушачьих лапок. Снова возникает странное стремление погладить, прикоснуться – они ведь такие гладенькие, такие настоящие…

Подставка для зонтов и тростей «Лягушки», Эмиль Галле, Macklowe Gallery
Подставка для зонтов и тростей «Лягушки», Эмиль Галле, Macklowe Gallery

Наверное, лучше, чем лягушки символа для подставки для зонтов не найти, но вот обыграть этот символ так, чтобы он стал произведением искусства, не отталкивал, а наоборот – вызывал чувство эстетического удовольствия…это под силу только настоящему гению. К счастью, эпоха Модерна была на них очень щедра...

Подставка для зонтов и тростей «Лягушки», Эмиль Галле, Macklowe Gallery
Подставка для зонтов и тростей «Лягушки», Эмиль Галле, Macklowe Gallery

12. Столик «Bananie», Эмиль Галле, 45000 $.

Да, да, знаю: снова Галле, ну нравятся мне его произведения, ничего не могу поделать… А этот столик вообще примечателен сразу по нескольким причинам: во-первых, подобных ему в творчестве Галле было очень мало, а сохранились лишь единицы; во-вторых, это опять цельное произведение искусства, а в-третьих – он просто очаровательно красив.

Такой изящный, хрупкий, тонкий… А какое гармоничное сочетание изгибов, так любимых Модерном, с простотой формы и лаконичностью прямых линий… Безупречность в деталях – истинны й стиль Э.Галле.

11. Ваза с камеей «Мимоза», Даум Нанси, 75 000 $.

Снова завораживающая красота стеклянной империи Даум. Розовая орхидея, украшенная веселой пыльцой мимозы – сложное, волшебное сочетание чувственности и простоты, роскоши и скромности, ярких красок и тусклого матового блеска камеи… Во истину французы как никто другой разбираются в красоте, подчас открывая миру совершенно неизвестные ее качества и свойства.

Ваза с камеей «Мимоза», Даум Нанси, Macklowe Gallery
Ваза с камеей «Мимоза», Даум Нанси, Macklowe Gallery

10. Колье Анри Дюбре «Basse - Taille», 100000 $.

Ну вот мы и добрались до ювелирных украшений. Если стиль Модерн был отдельным царством сказочной, роскошной и немного вычурной красоты, то мир ювелирных украшений существовал в нем на правах отдельного, привилегированного и исключительно красивого сателлита.

Это изысканное колье-бляшка из золота и платины, создано художником Анри Дюбре (опять француз) и на сегодняшний день является одним из немногих шедевров этого малоизвестного художника эпохи Модерна, дошедшим до наших дней.

Колье Анри Дюбре «Basse - Taille», Macklowe Gallery
Колье Анри Дюбре «Basse - Taille», Macklowe Gallery

Грациозное изящество бриллиантовых бабочек, чьи крылья благодаря магии эмали и таланту художника выглядят так естественно и натурально, способно покорить сердце любой, даже самой взыскательной поклонницы ювелирных украшений.

И хотя я была, есть и буду верным поклонником творчества Рене Лалика, шедевры Дюбре также никогда не оставляли меня равнодушной. Его слепое следование природным краскам, сюжетам, орнаментам, его умение четко передать все самые мельчайшие детали обитателей флоры и фауны вызывают восхищение.

Колье Анри Дюбре «Basse - Taille», Macklowe Gallery
Колье Анри Дюбре «Basse - Taille», Macklowe Gallery

Кстати, пластичность и четкость форм его изделий объясняется спецификой образования: изначально Дюбре был скульптором. (думаю, что более подробно о нем стоит рассказать в отдельной статье).

9. Золотое ожерелье с топазом и изумрудом Л.К.Тиффани, 125000 $

Как же в нью-йоркской галерее и без Тиффани? Этот гений американского модерна всего за пару десятилетий умудрился создать отдельный, собственный стиль – не случайно модерн в Америке получил название «стиль Тиффани».

Золотое ожерелье с топазом и изумрудом Л.К. Тиффани, Macklowe Gallery
Золотое ожерелье с топазом и изумрудом Л.К. Тиффани, Macklowe Gallery

Я уже писала и о созданных им витражах, и о его стеклянной империи, и даже – о немногих, созданных им украшениях. Здесь мы как раз наблюдаем одно из них: необычное и привлекательное колье, датируемое 1910–1915гг. в сине-зеленой и золотой палитре. Массивный золотистый топаз и изумруды в обрамлении эмалевых листьев на самом деле служат лишь простыми инструментами для воплощения так любимой Л.К.Тиффани игры и магии света.

8. Подвеска «Осень», Р.Лалик, 125000 $

Мой любимый Лалик! Как показателен масштаб его гения даже в сравнении с талантом Л.К. Тиффани: простая эмаль и немного золота, а в итоге – ювелирный шедевр в виде скромной подвески, равноценной по стоимости целому колье.

Что в принципе и неудивительно, так как здесь есть сюжет, замысел: изящный, бледный профиль загадочной нимфы, в окружении каскада из листьев и ягод в золотых оттенках осени…Разве можно показать всю красоту этого времени года более просто и изящно?

Подвеска «Осень», Р.Лалик, Macklowe Gallery
Подвеска «Осень», Р.Лалик, Macklowe Gallery

Так на свет появился принцип приоритета художественного замысла или идеи дизайнера по отношению к стоимости исходных материалов. Лалик был одним из первых художников, кто смело воплощал этот принцип в жизнь (а в некотором смысле его можно считать родоначальником этого принципа), а теперь ему слепо следуют все дизайнеры. Вот только их многочисленные инсталляции часто совершенно лишены утонченной эстетики и тонкого вкуса, присущего шедеврам Лалика.

7. Столик «Стрекозы», Э.Галле, 135000 $

Да, снова Эмиль Галле. И, предупреждаю сразу: это не последний его шедевр в данном списке. Я решительно не могу устоять против анималистических фигурок, вырезанных из дерева и гармонично вписанных в структуру художественного произведения.

На этот раз – это ножки и опоры столешницы в виде крупных стрекоз. Ну и конечно живописные пейзажи в технике маркетри – деревянной мозаики, которая стала визитной карточкой Э. Галле в дизайне мебели. Хотя, применительно к его изделиям правильнее использовать не понятие «дизайн», а скорее – «искусство».

Столик «Стрекозы», Э.Галле, Macklowe Gallery
Столик «Стрекозы», Э.Галле, Macklowe Gallery

Маленький столик на трех тоненьких ножках не имеет никаких вставок или дополнительных украшений – только дерево и ничего больше. И при этом, каждая его деталь и каждый изгиб (а в нем в принципе нет прямых линий) продуманы до мелочей и представляют собой единое, цельное художественное произведение, в котором все взаимосвязано, символично и невероятно красиво…Только Эмиль Галле обладал достаточным воображением, чтобы придумать такое произведение…

6. Колье, Филипп Вольферс, 175 000 $.

Необыкновенное украшение знаменитого бельгийского ювелира Ф.Вольферса. Об особенностях его творчества я также уже писала в другой подборке, посвященной Модерну. К тому же в ближайших планах посвятить этому придворному ювелиру отдельную статью – его знаменитая техника эмали plique-á-jour определенно является оригинальным явлением даже по меркам Модерна. Не случайно за украшениями Вольферса «охотились» даже такие лидеры ювелирного мира как Cartier (в основном по заказу своих клиентов).

Это уникальное колье – один из немногих шедевров белгийского ювелира, доступных к продаже. И, полагаю, даже в современных условиях в подобном качестве он просуществует недолго.

Колье, Филипп Вольферс, Macklowe Gallery
Колье, Филипп Вольферс, Macklowe Gallery

Дело в том, что Вольферс был основным поставщиком королевского двора Бельгии, а потому не мог позволить себе вольностей, характерных для творчества Лалика. Однако, ему удалось найти компромисс между драгоценными материалами и природной эстетикой Арт Нуво.

Так, в этом колье скромный блеск эмали зеленовато-серых с оттенком розового листьев, очень гармонично сосуществует с роскошным, холодным светом старинных бриллиантов.

5. Брошь «L'Anémone de Bois», Р. Лалик, 225000 $.

Рене Лалик тоже не упускал случая «побаловаться» эмалью plique-à-jour, так как всегда восхищался пластичностью и прозрачностью стекла, даже на заре своей ювелирной карьеры.

Брошь «L'Anémone de Bois», Macklowe Gallery
Брошь «L'Anémone de Bois», Macklowe Gallery

Эта брошь, спроектированная, смоделированная и вырезанная самим Рене Лаликом, представляет собой настоящий шедевр. Нежные, спокойные оттенки, хрупкие золотые прожилки стеклянных листьев, два больших аквамарина - все это по воле художника превращается в произведение искусства, наполненное глубокой чувственностью и символизмом…

4. Ваза «Магнолии», Л.К. Тиффани, 275 000 $.

Снова на нашем европейском (французском?) празднике Арт Нуво небольшое вторжение вездесущих американцев. И снова – в виде творчества Л.К. Тиффани, но для него мы всегда рады сделать исключение.

Ваза «Магнолии», Л.К. Тиффани, Macklowe Gallery
Ваза «Магнолии», Л.К. Тиффани, Macklowe Gallery

На этот раз – ваза, украшенная роскошными бутонами магнолий, любимого цветка Тиффани. Правда несколько импрессионистский дизайн был разработан не им самим, а одним из сотрудников Tiffany Studios - Агнес Нортроп. Наверное, именно поэтому несколько абстрактное изображение цветка получилось таким нежным и естественным – женский взгляд на мир и природу.

(Кстати, об этих прекрасных цветках на канале есть отдельная статья).

3. Лампа «Пионы», Эмиль Галле, 275 000 $.

Я знаю, вы тоже уже соскучились по Э.Галле. Почему бы не разбавить подборку его лампой? Нет, конечно, при сочетании в одной фразе двух слов: «лампа» и «модерн», в голове неизменно возникает третье - «Тиффани». Но, во-первых, о его лампах я уже писала и достаточно подробно, и даже делала отдельную подборку пяти самых-самых. А во-вторых – как же проигнорировать еще одну сторону многогранного таланта выдающегося француза.

А еще, я очень люблю пионы…

Лампы Э.Галле, это вообще отдельный феномен, о котором стоит написать особо. Здесь же достаточно сказать о том, что практически все его лампы уникальны – они настолько разные, что выявить общие черты и стилистику в них крайне сложно: здесь и цветы, и грибы, и ветви растений… В общем – царство радостных и буйных фантазий выдающегося художника.

Лампа «Пионы», Эмиль Галле, Macklowe Gallery
Лампа «Пионы», Эмиль Галле, Macklowe Gallery

Однако, даже в их ряду исключительных и особенных стеклянная настольная лампа «Пионы» кажется уникумом. И уникальность ее выражается в консервативности: по сути вся красота, весь декор – это детальное изображение малиново-красных пионов в окружении таких же ярко-красных листьев. Просто, изящно, красочно, символично (опять воплощение природных мотивов и сюжетов) – даже сложно поверить что это Галле…

Нет, все-таки он: в лампе есть крохотная деталь – фигурки египетских скарабеев, неизвестно как возникших в этом царстве стекла и света… Галле всегда остается верен себе…

2. Двухъярусный стол «Caltha des Marais», Луи Мажорель, 295 000$.

Еще один представитель школы Нанси и соратник Э.Галле. Оба, и Мажорель и Галле сделали очень много не только для развития и становления стиля Арт Нуво, но и для сохранения его наследия (О Мажореле также можно более подробно узнать из статьи, посвященной музею школы Нанси)

При этом творчество Мажореля по меркам Нанси не совсем типично для Модерна: подобно Вольферсу он сочетал в своих изделиях естественные природные формы и символику Арт Нуво с роскошью исходных материалов.

Двухъярусный стол «Caltha des Marais», Луи Мажорель, Macklowe Gallery
Двухъярусный стол «Caltha des Marais», Луи Мажорель, Macklowe Gallery

Этот столик, в частности, украшен столешницей, сделанной из шпона Amboyna - одного из самых дорогих, и позолоченными бронзовыми вставками в виде изящных стеблей и листьев. Больше в дизайне изделия нет ничего: никаких дополнительных панно, резных элементов, - все просто, лаконично и невероятно дорого….И все-таки, это – модерн, прекрасный, изящный, лишенный ограничивающей строгости прямых линий…

1. Ваза «Французская роза», Эмиль Галле, 375 000 $.

Абсолютный лидер и бесспорный победитель сегодняшней импровизированной подборки шедевров Модерна – Э.Галле. Трудно поверить, но созданное им украшение - простой элемент дизайна из обычного стекла, - стоит в разы дороже ювелирных украшений и некоторых произведений монументального искусства.

Таких ваз им было создано несколько (еще одной из них можно полюбоваться в другой статье канала), все они отличались какой-то грустной, почти трагической красотой роскошного цветка, утопающего в холодном блеске равнодушного стекла…

Подобное ощущение вполне объяснимо: вазы создавались Галле как символ памяти о тяжелых и мучительно-обидных поражениях франко-прусской войны 1870-1871гг., когда его любимый Нанси был аннексирован немцами и местный сорт роз был выбран в качестве символа патриотизма…

Ваза «Французская роза», Эмиль Галле, Macklowe Gallery
Ваза «Французская роза», Эмиль Галле, Macklowe Gallery

Хрупкая, нежная красота роскошного цветка, с такой точностью переданная Галле, позволила ему воплотить в своих шедеврах все и сразу, став одновременно и некой формой поэзии стекла, света и цвета (Галле увлекался написанием стихов), и ярчайшим художественным воплощением стилистики, эстетики, символики Модерна...

Дело в том, что одна из этих ваз в 1902 году была преподнесена в дар российскому императору и до сих пор находится в коллекции Эрмитажа (а может уже и не находится), а остальные ценятся невероятно дорого - в разы превышая цену ювелирных шедевров... А ведь они состоят только из стекла и творческого замысла талантливого художника...

Вот это последнее в эпоху Модерна стало цениться особенно высоко... Фактически, именно с этого многоликого, эмоционального и невероятно красивого стиля началась эпоха современного искусства и дизайна, эпоха, в которую человеческий гений и фантазия стал цениться намного больше золота и бриллиантов, по крайней мере в мире декоративного искусства... В сферах более приземленных, как водится, все не так радужно...

🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺

Другие статьи об эпохе блистательного модерна: