Муствеэ - крошечный городок в Эстонии, на Чудском озере. Он вырос из деревни Чорна, известной едва ли не с 1493 года, и среди прочих эстонских городов выделяется своим населением: 40% жителей тут составляют эстонцы, а 57% - русские. Да при том не абы кто, а староверы, потомки новгородцев и псковичей, селившихся здесь ещё в 16 веке и потому "пропустивших" в России церковный Раскол.
Первую моленную в Чорне основал лишь в 1802 году купец Иоаким Горюшкин, и к середине века село разрослось настолько, что именовалось уже Чёрным посадом, а в 1923 году стало городом, чьё эстонской название можно перевести как Черноводье (как тут не вспомнить старообрядческую легенду о Беловодье - оно явно где-то не здесь). Высшей точкой истории городка были 1950-59 годы, когда в нём жило 2,5 тысячи человек и существовал Муствеэсский район. Ныне это пусть и по-эстонски ухоженная и оснащённая супермаркетом, но - глухомань:
Все прошлые кадры сняты в окрестностях автостанции - собственно, на кадре выше люди ждут автобуса. Вернее, как таковой автостанции тут и нет - расписание висит у дверей супермаркета (правее кадра выше), в его фойе стоит пара скамеек в качестве "зала ожидания". Рядом торгуют с рук - кто ягодами, кто цветами, кто самодельными ковриками. Напротив - небольшой ДК непонятного возраста:
За ним протекает Чёрная речка (собственно Муствеэ), через которую перекинуто несколько подвесных мостиков:
В основном её берега выглядят так. Выше по течению виден шпиль кирхи , до которой я так и не успел дойти... да впрочем, мало ли в Прибалтике кирх 19 века?
Зато от ДК до устья - ухоженная евронабережная, и конечно же первое, куда я пошёл - берег Чудского озера:
Четвёртое по величине (после Ладожского и Онежского и, что менее очевидно, шведского Венерн ) озеро Европы (3,5 тысячи квадратных километров) с таким красивым и загадочным названием (чудью на Руси называли северные финно-угорские народы) образует границу России и Эстонии. В Европе оно известно как озеро Пейпус - от эстонского Пейпсиярв, но что это название значит - единого мнения нет до сих пор.
Удивительнее то, насколько чудские берега безлюдны: с российской стороны близ озера стоит Гдов (4 тыс. жителей), на эстонском Муствеэ и Калласте также единственные города, а по населению в совокупности меньше крошечного Гдова. Но эстонский берег безусловно гораздо доступнее: тут и автобусы ходят чаще пары раз в день, и дороги хорошие, и самое главное - нет этой идиотской погранзоны, надёжно обороняющей от туристов что Гдов, что Ивангород. В общем, Чудское озеро я впервые увидел именно с этой стороны, в устье Чёрной речки. Российского берега не видать - Муствеэ стоит почти напротив Гдова, даже чуть севернее, но здесь самое широкое место на озере - почти полсотни километров по прямой:
Вообще, по-научному всё это называется Чудско-Псковской озёрной системой, так как на самом деле от устья Великой до истока Наровы тянется цепочка из трёх озёр - Псковского, Тёплого (больше похожего на пролив) и собственно Чудского, занимающего 2/3 системы. А Нарова, как и Нева - не столько река, сколько короткая и мощная протока, связующая озеро с морем. Пейпус неглубок - в среднем около 7 метров, самое большее 15 (но рыцарей утопить в Ледовом побоище - вполне хватило!), летом прогревается чуть ли не до 25 градусов, а зимой хорошо замерзает. В общем, чудская вода совсем не морская:
Какие-то постройки на берегу:
Правее устья, по дороге в Калласте неподалёку от старообрядческой церкви - скромный, но очень пронзительный воинский памятник (1972):
На левом берегу, практически близ устья - памятник снесённому храму Всех Скорбящих Радости (1839), причём не старообрядческому:
Да и просто здесь - небольшой центр Черного посада:
Розовый домик за пожарным депо ныне занят Муствеэсским Староверческим музеем, который начали собирать в 1980-81 годах ученики расположенной по соседству школы.
Собственно, и вход в музей - со двора, в полусотне метров от школьных дверей, а валун перед ним также непрост - по легенде, это один из снарядов пращи Калевипоэга:
Музей, прямо сказать, разочаровал. Слово "староверческий" в названии - в общем-то всего лишь эксплуатация бренда, а по сути обыкновенный краеведческий музей, коих немало и в нашей глубинке: пыльные залы, довольно беспорядочные экспонаты (что нашли - то и представим), скучающий смотритель... но при этом у нас в подобные музеи вход 20-30 рублей, а тут - 2-3 евро. Хотя может быть в этом и есть "фишка", которую мне как россиянину не понять - вся эта экспозиция типично русских вещей вроде самоваров, народных костюмов, икон, кружев, абсолютно обыденная на той стороне Чудского озера, на этой стороне - эксклюзив и экзотика?
Есть тут, конечно, и работы местного резчика по дереву Павла Варунина (он же председатель староверческих общин Эстонии), и подлинные лестовки (что-то вроде чёток), и впечатляющая коллекция старинных банкнот, но в общем прямо сказать - ничего принципиально нового гостю из России тут не увидеть.
По соседству - Троицкая единоверческая церковь. Точно не знаю, когда она была построена, но единоверцы (старообрядцы, но не староверы, так как окормлялись официальной церковью) появились тут в 1848 году не по своей воле - первым был наставник Кирилл Гринкин, которого царские агенты поймали на антицерковной речи в храме и вынудили перейти в единоверие под угрозой тюрьмы. Ныне это обычная церковь Московского патриархата, и как я понимаю, располагается она примерно там, где была моленная Горюшкина:
Вторая православная церковь - Никольская (1860-61) стоит близ автостанции, чуть выше по Чёрной речке, и принадлежит Константинопольскому патриархату. Всего до войны в крошечном городке было 7 церквей (включая кирху), из-за чего Муствеэ в путеводителях называли не иначе как "Город колокольного звона".
До кирхи я, как уже говорилось, не дошёл, а вот по соседству с Никольской церковью стоит баптистская церковь с водонапорной башней вместо колокольни. Баптисты тут появились в 2005-м году:
Ещё пара зарисовок из центра Муствеэ - опрятная и уютная, при том русскоязычная глухомань:
Но всё же главный храм здесь находится у окраины (насколько это слово уместно в крошечном городке), на правом берегу Чёрной речки и немного в стороне от озера: Троице-Введенско-Никольская моленная (1927-30) с характерным для прибалтийских староверов множественным названием. По сути дела это часовня (ведь не было священников, а стало быть и алтарей), но в отличие от латгальских моленных, хотя бы внешне она пытается казаться полноценным храмом с апсидой на восток. Я бы сказал, это ни что иное, как памятник прекращению гонений, и при довольно скромных размерах, остаётся крупнейшим старообрядческим храмом Эстонии. При этом внутри она деревянная, лишь обшита оштукатуренными досками, но внутрь я не попал - дверь была наглухо заперта, а беспокоить поновлявших штукатурку трудников я постеснялся:
Дальше к Муствеэ примыкает деревня Рая (бывшие Раюши) с одной из двух в Эстонии федосеевской общиной - в принципе, отсюда всего пара километров пешком до их моленной , похожей больше на деревянную сельскую школу с отдельно стоящей звонницей: там жил старообрядцей Гавриил Фролов и писались иконы для всего Причудья... но всё-таки староверие раскрывается постороннему человеку очень неохотно, и Раюши я как-то упустил при подготовке. Впрочем, подлинный храм Гавриила Фролова вместе с лучшими из его икон сгорел в 1944-м.