«Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими» (4 Царств 4:1-7).
Полтора месяца назад мы разбирали, как Елисей спас три армии с помощью впечатляющего чуда , свидетелями которого было множество людей. Теперь мы увидим, как он спас одну семью с помощью тихого частного чуда. Сцена от международного форума перемещается к отдельной семье. Следует ли из этого, что второе чудо мы должны считать не таким важным, как первое? Ни в коем случае! Говорят, какова семья, такова и нация. На чём держится семья, на том держится и нация, а на чём держится нация, на том держится и мир.
Помогая семье, Елисей ступал след в след со своим предшественником, Илиёй (см. 3 Цар. 17:8-24). Богу небезразлична семья — и нам тоже она должна быть небезразлична! В конце этого урока мы поговорим о том, как сегодня можно помочь неблагополучным семьям.
СЕМЬЯ БЕЗ НАДЕЖДЫ – ТОГДА (4 Цар. 4:1-7)
Беда
В начале этой истории Елисей уже снова в Израиле, по всей видимости, в одном из городов, где находились школы пророков: в Вефиле, Иерихоне или Галгале (4 Цар. 2:3, 5; 4:38). Тогда к нему пришла «одна из жён сынов пророческих» (4 Цар. 4:1). Описание этой женщины позволяет нам узнать, что некоторые из тех, кто учился на пророка («сыновья пророческие»), были старше того возраста, который мы называем «студенческим» (восемнадцать — двадцать два года). Оно также говорит нам, что эти ученики не давали обета безбрачия. Некоторые утверждают, что безбрачие «святее» семейного положения, но Библия учит, что «супружество должно у всех быть в почёте» (Евр. 13:4).
Эта женщина поведала трагическую историю. Вообразите её заплаканное лицо и дрожащий голос, когда она говорила: «Раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришёл заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе» (4 Цар. 4:1). Своего мужа она назвала «рабом» Елисея, а позже себя — «рабой» Елисея (ст. 2). Они с мужем всегда с готовностью слушали поучения пророка и внимали им.
Затем она сказала, что её муж «боялся Господа»: он глубоко чтил Бога и Его Слово. Иудейское невдохновенное предание отождествляет этого человека с Авдием, который спрятал сто пророков в пещерах и кормил их (см. 3 Цар. 18:3, 4). Однако сомнительно, чтобы управляющий домом царя Ахава учился на пророка. Давайте просто скажем, что муж этой женщины был хорошим человеком. Может ли с хорошим человеком случиться трагедия? Конечно. Может ли она случиться с теми, кто всем сердцем старается служить Господу? Да, может — и случается.
Богобоязненный муж этой женщины умер — одно это уже разбило её сердце. Она надеялась, что он будет рядом с ней всю жизнь, но теперь по ночам она лежит одна на кровати, которая вдруг стала большой и пустой. Но на этом трагедия ещё не заканчивается. Муж оставил её с двумя малолетними сыновьями (4 Цар. 4:1, 5). В древнем мире более беспомощной, чем женщина без кормильца, была разве что вдова с малолетними детьми. Некоторые из вас знают, как трудно сегодня воспитывать детей в неполной семье. Умножьте эту трудность в сотню раз, и вы получите представление о той тяжёлой ситуации, в какой оказалась эта овдовевшая мать в дни Елисея.
Но и это ещё не всё. Муж женщины оставил её не только без источника существования, но и с огромными долгами. Мы не знаем, как это произошло. Может быть, по вине того человека. Многие добросовестные, талантливые слуги Божьи принимают непродуманные финансовые решения. Высказываются предположения, что её муж был чрезмерно щедрым. По преданию, что её мужем был Авдий, записанному Иосифом Флавием, считается, что он занимал деньги, чтобы кормить пророков, которых прятал, а когда он умер, его жена была не в состоянии вернуть долг.
Возможно, что муж и не совершил никакого просчёта. Он был рабом Божьим в стране, где рабов Божьих презирали. Каким бы ни был его источник доходов, он был скудным. Может быть, наниматель не выплатил ему всего заработка. Может быть, люди не вернули ему деньги, которые он давал им взаймы. Может быть, ему пришлось занять деньги, чтобы прокормить семью, в уверенности, что он сможет вернуть долг, — но жизнь коротка и неопределённа, и добрые намерения умерли вместе с ним.
Беда, как известно, никогда не приходит одна — но хуже всего было то, что пришёл кредитор её мужа, чтобы забрать сыновей. Сегодня, когда мы берём ссуду в уважаемом кредитном учреждении, как правило, нам её дают под залог. Обычно закладывается собственность: дом, машина или земля. Если мы не выплачиваем ссуду, то всё, что мы заложили, могут у нас забрать. В дни Елисея «залогом» часто была потенциальная рабочая сила — сам человек, взявший ссуду. Если человек не возвращал деньги, то могли забрать его (и его семью) (см. Мф. 18:25). Это позволял Моисеев закон, хотя он пытался ограничить этот тип и продолжительность рабской зависимости (см. Исх. 21:1, 2; Лев. 25:39–41; Втор. 15:1–11). (Всё-таки хорошо, что мы не живём при Моисеевом законе!) Поскольку самого мужчину забрать уже было нельзя, то заимодавец решил в счёт оплаты взять его сыновей.
Нам не сказано, кем был этот кредитор. Невдохновенное предание говорит, что это Иорам, сын Ахава, царя израильского. Кем бы он ни был, у него не было сочувствия к трудностям верных в северном царстве. Он был бессердечным, беспощадным и безжалостным. Сыновья этой женщины теперь составляли всю её жизнь, были её последней надеждой. Она, наверное, думала: «Только бы выжить, пока мальчики достаточно подрастут, чтобы пойти работать, и тогда всё будет хорошо!» Заимодавца всё это не трогало. Он уже вынес из дома то малое, что её муж оставил ей (см. 4 Цар. 4:2). И вот теперь он назначил дату, когда вырвет из её рук и детей.
Итак, эта женщина пришла к человеку, о котором все говорили, что он помогает другим (см. 4 Цар. 2:19–22). Она излила ему свою душу. Она ничего не просила, но в воздухе висело отчаяние и немой вопрос: «Что мне делать?»
Помощь
Говорят, Елисея ни о чём не нужно было просить дважды. Он сказал ей: «Что мне сделать тебе?» (4 Цар. 4:2). Вдовы и сироты всегда занимали особое место в Божьем сердце (см. Втор. 10:18; Пс. 145:9; Иак. 1:27). Он «отец сирот и защитник вдов» (Пс. 67:6). Поэтому Божий человек был готов помочь.
Елисей не стал ждать, когда женщина скажет ему, что он может сделать. Наоборот, он сам сказал ей, что делать. Он начал с вопроса: «Скажи мне, что есть у тебя в доме?» (ст. 2). Она печально ответила: «Нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем» . Еврейское слово, переведённое «сосуд», указывает на незначительные размеры сосуда и/или его содержимого. Некоторые комментаторы думают, что это была маленькая бутылочка душистого притирания, которую женщина приберегала для собственного погребения, но большинство считает, что это было обычное оливковое масло, которое использовали для приготовления пищи, лечения, утоления боли и смазывания ран. В любом случае, этот крошечный сосуд с маслом, для чего бы он ни предназначался, было всё, что оставил ей заимодавец.
Круммахер так описывает пустой дом женщины: «голые стены, пустые полки, чистый стол с лавкой перед ним, соломенный тюфяк, унылое зрелище». У неё мало что осталось, почти ничего. Но что-то всё же имелось — бутылочка с маслом — и Бог хотел, чтобы она использовала то, что у неё было. На ум приходят две поговорки: «На Бога надейся, а сам не плошай» и «С Богом всё малое становится большим». Елисей сказал женщине: «Пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних» (ст. 3). Еврейское слово, переведённое «сосуды», — общий термин для обозначения сосудов любого размера, материала и формы. Единственное качество, которым должен был обладать каждый сосуд, — это быть порожним. Пророк добавил такое наставление: «набери немало» (ст. 3). Запомните эту часть наставления; его смысл станет понятен чуть позже.
Как ни посмотри, а указания Елисея кажутся странными. Женщина могла возразить: «Я вот-вот потеряю сыновей, а ты хочешь, чтобы я собирала какие-то горшки!» — но не возразила. Она могла бы сказать: «Соседи подумают, что от своих несчастий я сошла с ума. Что я отвечу им, когда они спросят, что я собираюсь делать со всеми этими пустыми горшками?» — но не сказала. Иногда Божьи повеления покажутся нам логичными, а иногда нелогичными — но как бы мы ни думали о них, они правильные.
Елисей продолжил свои наставления: «И пойди, и запри дверь за собой и за сыновьями твоими» (ст. 4). Он хотел, чтобы это было частное, личное чудо. «И наливай во все эти сосуды; полные отставляй» (ст. 4).
Счастье
Женщина ушла (ст. 5) и начала собирать сосуды. В скором времени её дом наполнился горшками большими, маленькими и средними, старыми и новыми, затейливыми и простыми — множеством горшков. Затем она заперла входную дверь (ст. 5). Я так представляю последовавшую сцену:
Женщина берёт свою бутылочку с маслом. Какая она маленькая и незначительная по сравнению с огромным множеством сосудов вокруг! Затаив дыхание, она наклоняет зажатый в руке флакон над ближайшим кувшином. Масло потекло… оно течёт… и течёт. Глаза её раскрываются всё шире и шире. Масло течёт до тех пор, пока сосуд не наполняется до краёв. Она говорит сыновьям: «Скорей, принесите мне другой кувшин!» Масло продолжает течь, пока не наполняет и этот сосуд, и мальчики бегут за третьим, чтобы подать его матери. Когда все сосуды наполнились из, казалось, неиссякаемого источника (ст. 5), в этот дом, который познал столько горя, вернулось счастье. Смех матери смешался со звонким смехом мальчиков. Тревога исчезла с её лица, с души свалился камень. Наконец женщина сказала одному из сыновей: «Подай мне ещё сосуд» . Он же ответил: «Нет более сосудов» (ст. 6). Все собранные у соседей кувшины были полны. И тогда «остановилось масло» (ст. 6): оно перестало течь из бутылочки; она была пуста; чудо закончилось. Вот теперь она, наверное, поняла смысл наставления «набери немало» . Количество масла было ограничено количеством собранных сосудов.
Женщина поспешила к Елисею рассказать поскорей об этом великом, замечательном чуде (ст. 7). И снова из глаз, наверное, текли слёзы, а голос дрожал — но на этот раз это были слёзы радости, а голос дрожал от волнения. Она рассказывала пророку о том, что произошло, а в воздухе опять витал вопрос: «Что мне делать?» Она не хотела что-то предпринимать без Божьего водительства.
Елисей сказал ей: «Пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими» (ст. 7). «Заплатить долги»? Заплатить этому скупому, бессердечному человеку, который хотел её любимых сыновей отдать в рабство? Да. Библия учит нас отдавать долги (см. Рим. 13:8). Генри Блант писал: «Каким бы бессердечным ни был заимодавец, не будь несправедливым; поведение других по отношению к нам ничего не меняет в сущности наших обязательств перед ними». (См. Рим. 12:21). А Гамильтон говорит, что «кто честен с мошенником, тот честен [по-настоящему]». После уплаты долга у женщины и её сыновей останется ещё достаточно на жизнь до того времени, когда мальчики подрастут, чтобы обеспечивать себя и свою мать.
На этом библейская история завершается, но нетрудно представить себе, что было дальше:
«Масло было продано. Когда заимодавец вернулся, мать с мальчиками уже ждали его. Она сунула мешочек с монетами ему в руки. "Вот твои деньги!" — сказала она. У него отвисла челюсть: "Но, но, но", — заикаясь, только и смог вымолвить он. Она продолжила: "Наш Бог позаботился о нас и спас от твоего холодного, жестокого сердца. Забирай деньги, а мальчики останутся со мной!" Лицо её расплылось в улыбке, когда она смотрела, как заимодавец уходит прочь, качая головой» (Э. Флетчер).
СЕМЬИ БЕЗ НАДЕЖДЫ – СЕГОДНЯ
Можем ли мы из этой волнующей истории извлечь уроки для себя? Да, ибо это «написано нам в наставление» (Рим. 15:4).
Беда
В самом начале истории мы узнаём о семье без надежды. Это была благочестивая семья, но в неё всё равно пришла беда. В этом раздираемом грехом мире и с хорошими людьми порой случается плохое. В ту семью беда пришла со смертью и большим долгом. Не только это может принести в семью горе. Есть ещё болезни, предательство близких и развод. Возможно, некоторые из вас живут в семьях с разбитой надеждой.
Заметьте, что вдова не винила Господа за свои проблемы. Напротив, она обратилась к Нему за помощью. Когда на некоторых сваливаются многочисленные жизненные проблемы, они отстраняются от божественных источников помощи — Бога, Библии и церкви. Какие бы проблемы ни вошли в вашу жизнь, никогда не сомневайтесь в том, что Господь любит вас и хочет помочь вам (Рим. 5:8; Евр. 13:6; 1 Пет. 5:7).
Помощь
Что же делать, когда ситуация в семье кажется безнадёжной? Во-первых, нужно смириться и признать, что у нас проблема — как сделала вдова. Некоторым стыдно признать, что у них в семье не всё в порядке, и продолжают отрицать очевидное. Помощь могут получить лишь те, кто осознаёт свои нужды (Отк. 3:20; см. Пс. 80:11).
Затем нам нужно спросить: «Всё ли мы сами сделали, чтобы смягчить эту проблему?» Елисей спросил женщину: «Что есть у тебя в доме?» (4 Цар. 4:2). Ей нужно было проверить свои ресурсы. У неё было немного, но что-то всё же имелось. Ей нужно было использовать то, что она имела (см. Исх. 4:2; Мк. 6:38); ей нужно было самой сделать то, что она могла, со своим бременем (см. Мк. 14:8; Гал. 6:5). Как говорится, «иногда лучшая рука, на которую можно опереться, — это ваша собственная». Гамильтон пишет:
«Если человек использует то, что у него есть, и идёт до тех пор, пока имеет силы, то после этого за дело берётся Бог. Он никогда не обещал вступать до этого… Человек должен быть готов идти верой дальше того предела, когда он всё видит отчётливо, и затем продолжать идти, пока не исчерпает свои ресурсы. В этот момент подключается Бог. Но не раньше!» После того как вы лично сделали всё возможное, обратитесь к мудрым друзьям-христианам, как та женщина, которая пришла к Елисею (см. Гал. 6:2; Прит. 1:5; 11:14; 12:15; 19:20; 27:9). Те, кто не соприкасается с проблемой непосредственно, зачастую ясней видят ситуацию и могут что-то посоветовать.
Но прежде всего нужно верить в Господа. На тему «Набери немало» (4 Цар. 4:3) читается много проповедей. В них выделяется та мысль, что женщина сама ограничила посланные ей благословения — количеством собранных сосудов. (Не пожалела ли женщина о том, что не взяла больше?) Библия учит, что наш Бог — Бог щедрый (Мф. 6:33; 7:7, 8; Еф. 3:20). Его щедрость ограничивается только нашей готовностью безоговорочно поверить Ему. Когда вы научитесь передавать свои проблемы в Его руки, тогда вы познаете «мир Божий, который превыше всякого ума» (Фил. 4:7).
Счастье
Ситуация в вашей семье кажется вам безнадёжной? Сделайте всё возможное, а затем положитесь на Господа, и Он поможет вам. Я не могу вам сказать, как именно Он это сделает. Может, Он устранит проблему; может, Он поможет терпеть её. Но одно несомненно: Он может помочь и поможет вам, если вы Ему позволите это сделать. Я знаю десятки — если не сотни — христианских семей, которые когда-то пребывали в полном отчаянии, а теперь исполнены счастья.
Кто-то может возразить: «Но Бог, чтобы помочь вдове, сотворил чудо, а мы больше не живём в век чудес . Как Он может помочь мне?» Как же ограничен тот, кто думает, что Бог может действовать только с помощью чудес! Бог сотворил эту вселенную, и Он знает, как работать посредством естественных законов, которые Он установил. Мы называем это «Божьим провидением». Рим. 8:28 — один из моих любимых отрывков: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» .
Мэтью Генри пишет, что «мы не можем сейчас надеяться на чудеса, зато можем надеяться на милости». Уоррен Уирсби в этой связи отмечает, что «Господь не… творит чудес… чтобы помочь нам оплатить наши долги, но Он удовлетворяет наши нужды, если мы верим и слушаемся. Если мы отдаём Ему всё, то Он может заставить малое очень долго не кончаться.
Круммахер спрашивает: «Разве Его помощь менее удивительна только лишь оттого, что ниспосылается нам обычным способом?» Мы отвечаем уверенным «Нет!» «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс. 114:5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог помог семье, жившей очень давно, и Он может помочь вашей семье — если вы Ему позволите. Чтобы быть уверенным в Господней помощи, вам нужно, во-первых, позаботиться о том, чтобы ваши отношения с Ним были правильными. Цель этого текста состоит не в том, чтобы научить сегодняшних людей, как стать христианами, но на его основании можно провести интересные параллели:
• Женщина имела долг, который не могла оплатить. На нас лежит бремя греха — долга, который мы никогда не сможем оплатить (см. Ис. 64:6; Рим. 6:23).
• Перед сыновьями женщины стояла угроза рабства. Мы находимся в рабстве греха (см. Тит. 3:3; 2 Пет. 2:19; Рим. 6:6).
• Бог в Своей благодати восполнил нашу нужду — как когда-то нужду вдовы — но прежде Он хочет, чтобы мы сделали то, что можем сделать сами. Он просит нас уверовать в Него, креститься в воде и потом жить для Него (Мк. 16:16; Рим. 6:3–6; Гал. 3:26, 27).
• Если мы покоримся Ему и Его воле, то Он сможет наполнить нашу пустую жизнь так же непременно, как Он наполнил пустые сосуды для вдовы в Израиле. Он простит наши грехи (Деян. 2:38), даст надежду на вечную жизнь (Тит. 1:2) и силы на каждый день (Еф. 6:10). Славьте Того, кто переполняет наши «чаши» (см. Пс. 22:5) Своей любовью (см. 1 Тим. 1:14)!