Равенство - залог устойчивости социализма. Несоблюдение принципов равенства привело СССР к гибели.
Понимая это, классики марксизма описали для строителей общественной формации будущего механизмы обеспечения материального равенства: "трудовые квитанции" и "формальное равенство"
Достаточно ли этого? Кроме материального неравенства существует проблема статусного неравенства - суть этой проблемы мы рассмотрели ранее.
Ниже рассмотрим ее решение.
В масштабах страны демократические механизмы: выборность руководства страны, механизмы подотчётности выборного должностного лица избирателям, контроль за деятельностью выборных должностных лиц со стороны конкурентов и журналистов, возможность отзыва выборного должностного лица избирателями - могут считаться в первом приближении решением данной проблемы.
Иное дело - промышленные предприятия в условиях централизованной плановой системы, не являющиеся при коммунизме (социализме), в отличие от капитализма, самостоятельными хозяйственными субъектами. Их задача - выполнять план. Здесь начальник, даже если назначается путем выборов, представляет собой не выразителя воли подчиненных, а старосту, подотчетного вышестоящим органам - отраслевому министерству.
Здесь имеет место проблема, формулируемая как
"Ты начальник, я дурак".
И она имеет 2 стороны:
· возможности злоупотребления служебным положением со стороны начальника;
· потребительское отношение подчиненных к труду начальника из-за отчуждения подчиненных от управления предприятием
Выход, решающий обе эти проблемы (узурпация власти и отчуждение), есть.
Дело в том, что начальник в планово организованном хозяйстве не похож на многоопытного капитана, ведущего судно по незнакомому фарватеру. Максимум - вагоновожатый трамвая, идущего по заранее проложенным рельсам. Но и ныне, при капитализме, сплошь и рядом оказывается, что это не самый квалифицированный специалист в трудовом коллективе.
Сейчас быть начальником почетно, потому что это дает привилегии и дополнительный доход. В безденежном же обществе (каковым является формация будущего) эти скучные обязанности распределителя работ, учетчика и контролера будут привлекать разве что наименее способных. Более способные предпочтут творческую работу тех, кого ныне называют подчиненными. Эти скучные обязанности вполне можно выполнять по очереди, согласно графику дежурств, наравне с обязанностями чернорабочего и уборщика. Вспомним, что В. И. Ленин считал это возможным даже для высших государственных чиновников (эти обязанности надсмотрщиков, учетчиков и контролеров сводятся к 4 арифметическим операциям, доступны умственному уровню горожан вообще и вполне выполнимы за заработную плату рабочего ["Государство и революция"]).
Итак, одним из выходов является замена должности начальника низшего звена институтом дежурных старост. То есть – дежурством по распределению работ, осуществляемым каждым членом трудового коллектива по очереди согласно графику дежурств. Замена должности начальника дежурством по распределению работ решает одновременно обе вышеуказанные социальные проблемы (узурпация власти и отчуждение) при полном сохранении производственной дисциплины. Что будет, если в роли начальника побывал и побывает каждый член коллектива? Сегодня ты в роли начальника, а я тебя подвел – завтра я заступлю на должность начальника, и ты подведешь меня. Значит, вместо отчуждения возникает взаимопонимание. Сегодня я в роли начальника несправедливо применил по отношению к тебе властные полномочия – завтра это можешь сделать по отношению ко мне ты. Значит, использовать служебное положение для сведения личных счетов невыгодно. Это еще пока эгоистическая мотивация, но уже мотивация к солидарности вместо разобщения. А ее эгоистичность – это специфика буржуазной фазы При этом каждый может оторваться от своего узкого участка работы и расширить свой кругозор, охватывая на время своего дежурства проблемы всего трудового коллектива в целом. Так преодолевается отчуждение от управления предприятием. Не возникнет ли препятствий в виде неопытности, некомпетентности или безответственности людей? Безответственность «преодолевается» ответственностью, которая возлагается на человека на период дежурства начальником. Спрос будет серьезным. Самому пьяному алкоголику придется либо просохнуть, либо отправиться на нары. Некомпетентность и ныне для многих начальников не проблема. Как эта проблема решается сейчас? Если начальник не чувствует себя достаточно квалифицированным для принятия решения по данному вопросу, он собирает совещание и советуется с квалифицированными специалистами.
Но есть еще такое препятствие, как отсутствие опыта руководящей работы и организаторских способностей. Как его преодолеть? На самом деле есть наименьшее из препятствий. Как уже было сказано, в условиях планового производства они и не требуются.
Как эта проблема решается сейчас? Когда начальник уходит в отпуск, он все равно кого-то оставляет вместо себя. В случае с дежурством нет принципиальных различий. Дежурят 3 человека. Первый – начальником, два остальные – помощниками: один – кто был начальником в прошлый период, вводит в курс дела, способен поделиться опытом; второй – тот, кому заступать в следующий период, набирается опыта. В первый раз «дежурят начальниками» сами бывшие начальники. Тот, кто начальника будет замещать, дежурит помощником.
Работа начальника низшего звена может выполняться в порядке дежурства, работа начальника среднего звена может выполняться в порядке дежурства среди работников квалификации не ниже определенного уровня; должности начальников высшего звена могут быть выборными путем голосования среди работников предприятия либо проведением особых отраслевых выборов среди всех работников данной отрасли страны - выбирается определенное количество полномочных представителей, из которых один возглавляет отраслевое министерство, а другие - становятся руководителями предприятий.
То есть: кроме материального равенства, должно быть достигнуто статусное равенство.
Иное положение дел превращает руководителей в привилегированную касту со стремлением зафиксировать свое привилегированное положение, а значит, возрождение эксплуататорского общества (худшего, чем даже то, что мы имеем сейчас) неизбежно.
Важно, что проблема обособления руководителей в привилегированную касту – одна из самых важных, и она может быть решена.