Мы довольно долго учились в школе и многие учились дальше. Но вот мистика - нет понимания, как происходил процесс познания.
Магический ритуал сидения за столом и слушания учителя (или не-слушания), потом контрольные и домашки. Причём, как будто самое важное в обучении- именно контрольные. Без них и не обучение вовсе, так, фигня.
Потом, значит, повторение - мать сами знаете чего. То есть как будто из этих нехитрых процедур состоит обучение.
Самый главный волшебник, конечно, учитель. Без него никак. Без него как будто процесс образования не запускается. Хотя мы знаем, что учителя бывают недалёкие и совсем не добрые, но даже такие лучше, чем ничего.
Нет, во взрослом возрасте мы специально для себя учились и без учителя, но это уже почти что чудо. А дети - они ведь вообще ничего не умеют, некоторые даже читать.
Вся эта эскапада к тому, что мы из школы не вынесли понимания, как выглядит механизм обучения. Нам об этом не говорили, как будто кому-то было выгодно, чтобы мы учились неосознанно, неуправляемо.
И потому, оказавшись со своими детьми дома на СО, мы чувствуем, что что-то не так. Нет привычной картинки. Роль той самой схемы для нас так велика, потому что мы не понимаем толком, что там и как работало.
Какое звено главное?
Так ли важна парта? Расписание? Может, надо начинать в восемь утра? Ведь не случайно так придумали, наверное, умные люди, академики (а не санпин), изобрели механизм оптимального поступления информации в юные организмы. С ровными промежутками в сорок минут, с перерывами, выходными и каникулами. Наверняка, всё серьёзно разрабатывалось и исследовалось веками. На уровне поколений.
И учитель — это же не просто человек, который пошёл учиться туда, где был самый маленький конкурс. Это Педагог! Он ведь старался, диплом получил. Он точно знает, куда, в каких пропорциях и количестве, говорить то, что должно остаться в юной голове навсегда. Ну, или хотя бы до контрольной, которая есть высшая точка процесса обучения, ведь после неё хоть потоп.
Хотя, если задуматься, присмотреться и не обесценивать, то дети учились постоянно и непрерывно. То ходить, то говорить, то хватать игрушку, то доводить маму до белого каления.
Если за ними не бегали с букварём, они научились читать. Возможно, это даже заняло времени не больше, чем если бегали. Считать начали сами. Лет в пять. А может, в три. Но если в три, то к пяти уже должны были складывать и вычитать, а если в пять, то «слава богу начал, и ладно».
Чтобы увидеть, как ребёнок учится, надо просто понаблюдать. Но не день-два, а годик-другой. Увидеть свою роль, понять её. Не учить, как Марьванна, а попробовать это делать, как мама. Мама, которая хочет научить ребёнка печь блины. Или мести пол. Или мыть раковину. Заметить, как рушатся мифы, что нужна специально обученная женщина с указкой.
Я очень долго думала, что то, что до школьного возраста — ну, несерьёзно. Не обучение. Так, ерунда. Нормальное обучение — оно только в тишине, только под руководством учителя, только по программе, написанной специалистом. А потом оказалось, что Сеня (который этого всего не знал) изучал военную авиацию даже не умея читать. Просто изучал. Без программы. Без руководителя. Без расписания. Но это не главное. Главное, что он всё это запоминал так хорошо, как я вообще мало что из школьной программы усвоила.
Когда я начала учить Агату, было страшно. Всё ещё, потому что я думала: с Сеней просто повезло. Он умный. Агата не такая сообразительная. И что? Как-то справилась.
Вообще, этот страх не справиться с СО, он про гарантии. Мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, самостоятельными, инициативными, образованными... Но как точно это блюдо приготовить, мы не знаем. А школа вроде как знает, ведь не зря все туда ведут. Школа в данном случае — что-то вроде макдоналдса. Все знают, что там за еда, но кажется, что салат и помидорка в бигмаке компенсирует всё остальное.
На самом деле школа тоже ничего не гарантирует. Но нам просто неспокойно от того, что нет привычной предсказуемой схемы. Никто не спрашивает маму первоклашки «а что, если физик будет плохой, что делать будешь?», зато маму со- шника спросили про физику не единожды. Просто потому что плохой физик — не мамина ответственность.
Чтобы понять, как обучать ребёнка, надо просто начать его обучать. Самое сложное в этом — отнестись к процессу, как к эксперименту. Как будто я не знаю. Выкинуть из головы все привычные схемы и предположить, что не боги горшки обжигали.
Позволить себе ошибаться, ребёнку тупить, дать себе время, чтобы наблюдать. Вести дневник успеваемости (своей) и того, что не сработало. Увидеть закономерности и отмести то, что было вашим представлением. Разрешить себе поменять решение. Не воспринимать это, как конец света, как поражение по всем фронтам.
Это просто путь. Никакой глобальной ошибки произойти не может. СО — не «непростительное заклятие». Вы же думающие родители, иначе вы бы это не читали.
Нам кажется, что наши поступки очень значимы, что мы можем не справиться с нашей миссией. Но посмотрите на учителей! Неужели все они ставят себе задачу вырастить личностей? Идут в школу с мыслью «только бы не сломать чью-то жизнь»? Относятся к доверенным детям, как к ценностям? Единицы.
У нас гораздо больше козырей. Мы можем себе позволить остановиться и прислушаться. Мы можем позволить изменить программу и взять другие учебники. Мы можем себе признаться, что грамматические ошибки — не главное в человеке. Учителя не могут.
Ну, а физику-то уж мы как-нибудь заново пройдём. Один раз уже проходили, а повторение, как говорится, мать сами знаете чего.
Как вы? Боитесь не справиться с СО? Был ли этот страх и когда исчез?
У меня ушёл, когда я поняла, что ничего зубрить не надо, что дети запоминают всё, что связно, довольно легко.
Автор статьи: Александра Чернявская.
Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.
Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/