Найти тему
Морской извозчик

Амдерма и олень-баран

Оглавление

В советские времена Амдерма (по ненецки «лежбище моржей») горделиво именовалась портом Министерства Морского Флота.

Порт Амдермы
Порт Амдермы

Порт Амдерма

Фактически его даже порто-пунктом назвать было сложно. Несколько убогих причалов имели глубину от 1 до 2 метров. Туда даже речные суда не смогли бы подойти. Поэтому морские суда, которые завозили в летнюю навигацию грузы на советский север, выгружались на рейде.

Теплоход "Пионер Москвы", на котором мы ходили в Амдерму
Теплоход "Пионер Москвы", на котором мы ходили в Амдерму

Выгрузка на рейде

К судам буксирами подводили мелкосидящие плашкоуты и загружали их с помощью судовых кранов. Потом те же буксиры отводили плашкоуты в так называемый порт, там выгружали, и все повторялось сначала.

Порт Амдермы. Общий вид с частью поселка
Порт Амдермы. Общий вид с частью поселка
Работа шла медленно и часто прерывалась из-за штормов. При усилении ветра и волнения суда снимались с якоря и уходили в пролив Югорский Шар на отстой. После шторма возвращались на рейд Амдермы для продолжения этих мучений.

Поездка за продовольствием

В тот раз мы особенно долго задержались на рейде и продукты стали заканчиваться. Была возможность съездить на берег в магазин для пополнения продовольствия. Этой возможностью я и воспользовался.

Составил заявку и отправился с очередным буксиром. Нашел магазин. Перед магазином мне предстала картина, которую я запомнил на всю жизнь.

Поселок Амдерма
Поселок Амдерма

Олени-бараны

В нескольких шагах от магазина стояли нарты, запряженные двумя оленями. Но что это были за олени.

На теплоходе «Пионер Москвы» в салоне висело большое деревянное панно под названием «король-олень». Там был вырезан огромных размеров горделивый северный олень с могучими ветвистыми рогами.

А здесь я увидел двух облезлых "баранов". Ростом около 60 сантиметров, с обломанными рогами. Шерсть со шкуры слезала клочьями. Глаза слезились и гноились.

Северные олени
Северные олени

Возница выглядел не менее плачевно. Пожилой абориген. Видимо ненец. Округ-то Ненецкий. Одет в такие же шкуры как у его оленей-баранов. Сидел не двигаясь, уставившись потухшим взором в одну точку. Другой ненец, помоложе, прогуливался неподалеку.

Я зашел в магазин, нашел заведующую и занялся оформлением заявки. Потом спросил у нее про ненцев. Между нами произошел диалог примерно следующего содержания.

- Да, они уже неделю тут сидят.
- Зачем?
- Водку ждут.
- Чего её ждать, вот она у Вас тут стоит.
- Продавать нельзя, потому как сухой закон до окончания навигации.
- И как долго им еще ждать?
- Месяц.

Мне стало грустно и больно. Сухой закон на период навигации мера вынужденная. За короткий промежуток времени требуется перегрузить и складировать крайне необходимые для жизни продукты и товары на год вперед. Нужно поторапливаться, водку пить некогда.

На пароход я вернулся в подавленном состоянии. Через неделю мы вернулись обратно в Архангельск.

В те годы население Амдермы было около 15 тысяч человек. Сейчас осталось несколько сотен. Остается надежда на развитие в связи с возвращением России на свой север. Амбициозные планы на открытие регулярного судоходства по Северному морскому пути дают хороший шанс на развитие порта. Ведь проливы Карские Ворота и Югорский Шар совсем рядом.

Амдерма на географической карте
Амдерма на географической карте

Свое мнение о перспективах Севморпути я писал ранее в статье «Севморпуть. Путь ли это? »

Что Вы думаете по этому поводу?

Присоединяйтесь . Будет интересно.

#север, севморпуть, СССР, транспорт