Найти в Дзене
Tell me about it!

5 правил, которые я сформулировала для себя за годы работы преподавателем, или "БОЛИ" репетитора

Оглавление

Работа с людьми - то еще развлечение. Я думаю, читатели, вовлеченные в сферу услуг, а особенно в сферу образовательных услуг, точно понимают, что я имею в виду. Чтобы работать с людьми, нужно развивать в себе терпение, понимание, сострадание и растить панцирь, панцирь непробиваемый. Иначе можно сойти с ума. Благо, 95% учеников, родителей, студентов - прекрасные, адекватные люди, но ситуации все же бывают разные.

В этой статье я хочу поделиться с теми, кто только встал на путь преподавания (а особенно репетиторства), своими наблюдениями и несколькими правилами, которые я сформулировала для себя.

Люди не ценят то, что им достается бесплатно

Парадокс, да и только. Казалось бы, вы хотите учиться, вот вам, пожалуйста, семинары про экзамены, вот вам занятия дополнительные, вот вам клуб английского языка, давайте будет сотрудничать, давайте будем заниматься. Нет, это не работает. Сначала, конечно, вы услышите восторженные отзывы, охи, ахи, какая прекрасная идея, и как все будут стараться, но поверьте мне, пока человек за это не заплатит, в 99% случаев эффекта и результата не будет.

Людям нужно четко (но вежливо) обозначить свои границы

Сталкиваетесь ли вы с ситуациями, когда студенты опаздывают, отменяют занятия за 15 минут до начала, не предупреждают, что не придут. Просят перенести занятие на выходные. Променивают вас на стоматологов, бабушек, подруг. Мчат на свадьбу друзей, на елки и все такое прочее. Допускаю, что у всех разные представления о том, какое место репетитор и его занятия занимают в их жизни, поэтому ни в коем случае не терпите. Но после первого же инцидента сразу же скажите, что вас это не устраивает. Не бойтесь, что люди откажутся и уйдут. Как показывает практика хороших репетиторов днем с огнем не сыщешь. К достойным преподавателям очередь. Новые ученики придут, и придут те, кто будут уважать ваше время.

Не бойтесь называть цену за свои услуги и вообще устанавливать достойную цену за урок

Тут очень важно себя адекватно оценивать, конечно. Посоветуйтесь с теми, кто в этой теме разбирается. Многое зависит и от региона, где вы практикуете. Ежу понятно, что в Москве ценники будут другие, в сравнении с регионами. Ненормально брать 2000 рублей в час за чаепитие с учеником вместо обещанного урока (я о таком слышала). Но и не стоит ждать, что человек, который постоянно учится, платит за магистратуру, курсы, семинары, будет с вами заниматься за 300 рублей в час. А если вы идете к такому репетитору, который оценивает себя так скромно, то какое качество услуг вы ожидаете. К сожалению, постоянное совершенствование, особенно в сфере языков требует вложений. Хороший преподаватель не будет стоить дешево, но это не значит, что нужно ломить цену. Еще раз повторюсь, тут важно себя оценивать адекватно. И да, вы имеете право повышать свою стоимость как специалиста по мере своего профессионального роста.

Всегда будут недовольные

В моей практике таких случае, слава богу, было раз-два. Мне такие удары судьбы очень запоминаются, я очень переживаю эти моменты. Но с опытом я поняла, дело не во мне. Дело в людях. Так уж мы устроены. Всегда найдется тот, кто будет лучше разбираться в практиках, которые вы применяете (вопрос тогда, зачем идут к репетитору). Всегда найдутся обеспокоенные родители, которые имеют весьма искаженное представление о своих детях. Тут нужно заранее такую ситуацию принять. Пожелать людям успехов в дальнейшем обучении и отпустить (при условии, что вы действительно сделали все, что могли, а не работали спустя рукава).

Разговаривайте со студентами и их родителями (если учите детей)

И тут я не говорю про отвлеченные темы, хотя вне урока и это, на мой взгляд, прекрасно. Чем лучше вы знаете своих учеников, тем легче и комфортнее им и вам работать вместе. Я имею в виду именно разговоры о целях обучения, о процессе обучения, о школьных успехах. Нужно вести диалог. Нужно быть в курсе. Не превращайте работу в рутину, корректируйте курс, держите руку на пульсе. Особенно это касается детей. Дети часто утаивают информацию, которую считают не очень важной. А она оказывается весьма важной. Да и вообще, родители точно оценят, что вы так радеете за своих учеников и их успехи.

Пожалуй, это самые основные пять. Возможно, я насобираю еще пять и напишу вторую часть. А какие правила для себя разработали вы?