Привет, всем!
Поговорим о переработках — вполне злободневная тема.
Многие руководители сейчас скажут: а что плохого в работе в сверхурочное время? Особенно, если сотрудник остается на пару часов добровольно и не требует доплаты? Это прямая выгода: задачи решаются быстрее и дешевле.
Конечно, если человек задержится ненадолго раз в месяц, это нормально. Но представьте, что это случается чаще, через день. Что происходит с сотрудником?
- Он не высыпается. Дома у всех без исключения есть дела: выгулять собаку, пообщаться с близкими, приготовить ужин. Даже при холостяцком проживании человеку нужно время — элементарно погладить рубашку. Соответственно, если он приходит позже домой, время сна сдвигается. А утром вставать по будильнику.
- Он не отдыхает. Каждому нужен час для ежедневного релакса: потупить в соцсетях, посмотреть новости, принять душ.
- Он зарабатывает вредные привычки. Недосып и отсутствие отдыха — дорожка к кофе и энергетикам, перекусам на бегу, а для курильщиков такие условия чреваты увеличением числа выкуренных сигарет.
- Он портит здоровье. Все вышесказанное вместе создает бесконечный стресс для организма. Прекрасный путь к ишемии сердца, снижению иммунитета и частым больничным в принципе.
Спустя пару-тройку месяцев подобных задержек после работы вы получите часто болеющего, вечно невыспавшегося и переутомленного работника, полностью демотивированного на продолжение своей деятельности. Всё больше времени станет уходить на отдельные проекты, а их качество... ну вы поняли.
Поэтому, дорогие руководители, предлагаю подумать, как обойтись без переработок или свести их к минимуму. Не берем в расчет отдельные крупные торговые сети, где увольнение сотрудника равноценно смахиванию со стола таракана, хотя в чем-то статья могла бы быть полезна и им. Мы обращаемся к обычным компаниям, руководство которых нацелено на повышение эффективности рабочего процесса адекватными способами.
Начнем со статистики!
Согласно исследованию, проведенному среди 30 тысяч российских пользователей (отвечали, выбирая несколько вариантов), структура причин, по которым людям приходится задерживаться на работе, выглядит так:
- 70% заявляет об огромном количестве задач с «подгоняющим» дедлайном;
- 35% говорит, что во всем виновата плохая организация;
- около 25% просто любит свою работу (видимо, владельцы бизнеса);
- примерно 20% считает, что в офисе приятнее трудиться вечером (когда коллеги не стоят над душой или уходят главные «говоруны»);
- 19% честно признается: не могу расставить приоритеты (то ли проект закончить, то ли пасьянс разложить);
- 13% не хочет добираться домой через пробки (захватили бы раскладушку, можно было бы вообще не уезжать);
- 12% радостно сообщает, что виной всему корпоративная культура: в компании не принято вовремя уходить домой (коллективный приступ трудоголизма);
- 7,5% подчиняется желанию начальства.
Незначительный процент жаждет выделиться или просто находится в состоянии, близком к депрессии: все равно, чем заняться, только бы не возвращаться домой.
Все-таки наш народ отличается энтузиазмом:
Средняя продолжительность сверхурочной работы — до двух часов в день, при этом 80% работает абсолютно бесплатно! Но люди также смотрят на проблему объективно: меньше 20% опрошенных видит в регулярных переработках позитивные стороны. Должен заметить, что многие руководители остаются в офисе допоздна наряду с персоналом, что, несомненно, делает им честь, но не добавляет эффективности.
Теперь вечный вопрос: делать-то что?
Сотрудники, понятно, скажут: хотим автоматизации, хотим технического прогресса. Хотим, чтобы перестали давать глупые и бесполезные задачи организовали наконец рабочее пространство и время. Чтобы не экономили на премиях. Чтобы нанимали нормальных людей, а не сплетников, болтунов и лентяев. Чтобы расширили штат.
Руководство думает: ишь, чего захотели. Прогресса им! Людей в помощь! Меньше в инсте сидеть надо (это до вас ещё тик-ток не добрался). Больше контроля! Гм, а не поставить ли нам камеры? А для мотивации можно штрафную систему воткнуть. И вообще, задерживаться после работы полезно для командного духа — обстановка становится более неформальной.
Ага, скажете вы, очевидно, топит человек за простой народ. А руководителей кто поймёт? У них свои планы, свои жёсткие графики. Но здесь я за обе стороны.
Предложу несколько своих решений навскидку:
- Откажитесь от Excel, внедряйте CRM — это сокращает временные затраты на рутинные задачи. Плюсы вы получаете оформленную базу клиентов и возможность планирования. И еще аналитику, которая позволит оптимизировать расходы на рекламу.
- Поставьте облачную АТС. Полезна как для расширения и снижения стоимости телефонии, так и в качестве конференц-связи в коллективах: нет необходимости тратить время на сбор сотрудников для совещания. АТС экономит и силы рядового персонала: голосовое меню IVR позволяет клиенту самостоятельно связываться с конкретным менеджером. Опять-таки это возможность упорядочивать информацию.
- Наймите проект-менеджера. При большом количестве задач задумайтесь о найме специально обученного человека, который будет правильно распределять эти задачи по сотрудникам и во времени. Часто возникают ситуации, когда клиент сам не знает, чего хочет и забрасывает людей бессмысленной работой. Проект-менеджер может решать и эти вопросы, экономя компании уйму времени на разборки.
- Увольте отдельных товарищей. Если в вашей команде присутствуют персоны, ежедневно дестабилизирующие обстановку или отвлекающие коллег: поверьте, от таких звезд лучше избавиться. (Подробнее о неэффективных и проблемных читайте здесь).
- Меняйте руководителей среднего звена. Иногда плохая работа конкретного отдела — вина начальника, а не персонала.
- Платите за качество. Повышайте зарплату и выдавайте премии не за отчетность, а за реальное положение дел. Тогда люди будут активнее трудиться днем и нужда в переработках отпадет.
- Если без переработок никак, контролируйте их. Строго установите время, после которого в офисе никого не должно быть. Определите дни без сверхурочной работы: например, вторники и пятницы.
- Обучайте. Вкладывайтесь в образование коллектива, причем не только профессиональное. Учите распоряжаться временем, вводите полезные фишки.
Что касается оплаты работы в сверхурочное время, премировать сотрудников можно, но с умом. Иначе начнется бессмысленное «пересиживание» ради денег.
Как человек, многие годы занимающийся подбором персонала, должен сказать, что очень многое решает правильное формирование коллектива и найм грамотных работников.
Есть что добавить? Пишите в комментариях!