(Плач Иеремии 3:1-21)
Приходилось ли вам страдать из-за преступных действий других? Если да, то вы можете понять душевные терзания Иеремии. Он страдал, потому что был частью неверного народа, на которого пала Божья кара, хотя сам был верен Богу.
Газеты и интернет пестрят сообщениями о безвинно страдающих людях. В автомобильной аварии по вине пьяного водителя погиб ребенок. В детском саду дети взяты в заложники вооруженным злодеем. Дружок матери избил десятимесячных близнецов. Пуля, предназначенная другому, угодила в случайного прохожего. Подобные случаи вызывают вопрос, на который трудно ответить: “Почему праведный страдает, а неправедный благоденствует?”
Такой вопрос задавал и Иеремия. Он не был просто сочувствующим наблюдателем, обозревающим страдания Иудеи с безопасного расстояния. Он вместе с остальным Божьим народом испытывал на себе посланную свыше кару и силился понять справедливость Божьего суда. Однажды он уже обращался к Богу и спрашивал о Его правосудии: “Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?” (Иер. 12:1).
Аввакум, еще один пророк того же времени, вопрошал: “Для чего же ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?” (Авв. 1:13). Он хотел понять, как Бог мог использовать языческий народ, Вавилон, для наказания Иудеи. Тот факт, что мы не знаем всех ответов, говорит о Божьем величии. Пусть мы никогда не поймем Его путей, но мы можем признавать и прославлять Его великую мудрость, как это, в конце концов, сделал Аввакум:
«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:17-19).
Пусть мы не знаем всех ответов, но мы можем верить в Того, кто их знает. Так Иеремия и сделал, хотя он испытал жестокие страдания после разрушения Иудеи.
СТРАДАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ ПОБЕДЕ
Красноречивые фразы и метафоры в главе 3 ярко описывают страдания самого Иеремии:
«Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; огородил меня и обложил горечью и тяготою; посадил меня в темное место, как давно умерших; окружил меня стеною, чтоб я не вышел, отяготил основы мои, и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои. Он стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте; извратил пути мои и растерзал меня, привел меня в ничто; натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел; послал в почки мои стрелы из колчана Своего. Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их. Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью. Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом. И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа» (3:1-18).
Страдания готовят нас к исцелению. Слова: “Я человек...” (ст. 1) подтверждают, что Иеремия имел все основания описывать боль Иудеи. Он говорит на основе личного опыта, а не использует информацию из вторых рук. Он на себе испытал все те мучения, о которых пишет. Он претерпел удары Божьего гнева, как сын, который чувствует на себе всю силу отцовской розги.
В Плаче 1 и 2 Иеремия описывает, главным образом, страдания Иудеи и Иерусалима. В главе 3 он останавливается на своих собственных переживаниях. Мы не можем с полной уверенностью утверждать, о чьей боли говорит Иеремия, только лишь о своей или же о боли всего народа, взяв на себя ответственность говорить от его имени. Он испытывает те же страдания и то же горе, что и весь народ, и это позволяет ему говорить о своих собственных переживаниях, имея в виду переживания всего народа. Как указывал Чарльз Суиндолл, когда к нам приходит несчастье, мы, и это естественно, “на какое-то время сосредоточиваемся на самих себе и на своем горе”.
Свою личную боль Иеремия выражает почти так же, как Иов. Если не брать во внимание контекст всей главы, можно даже подумать, что Иеремия обвиняет Бога за несправедливое отношение к нему. В действительности же он описывает свои собственные страдания и страдания народа, чтобы затем объяснить людям, что им нужно воззвать к Богу и ждать Его вмешательства. В стихах 1-18 мы слышим скорбный вопль о том, что нет облегчения. Иеремия знает, что Бог в Свое время облегчит участь Своего народа, и страдание нужно для того, чтобы подготовить его к этому времени. Помощь, которая оказывается еще до того, как страдание вызреет и принесет необходимый плод, дешево стоит. Мы, люди, зачастую не ценим источник воды, пока колодец не высохнет. Но и тогда мы можем не научиться ценить его, если рядом есть еще один легкий доступ к воде!
Обычно боль и страдания открывают нам, что исцелить может только Бог. Но Он может и послать эти страдания, чтобы научить нас обращаться к Нему за необходимой помощью. Иеремия готовит почву для исцеления, описывая страдание всего народа, как свою собственную боль.
Тьма готовит нас к свету. Писатель использует образ тьмы (ст. 2, 6) для описания той ситуации, в которую поместил его Бог. Он ходил по темной стороне жизни и волей-неволей увидел грязь и почувствовал зловоние греха. Это была удушающая тьма, без единого проблеска света. Она была подобна могильной тьме, в которой лежат давно умершие.
Карающая Божья рука готовит нас к помогающей Божьей руке. Иеремия чувствует, как Бог несколько раз на день обращает Свою руку против него (с. 3). В обычное время он ухватился бы за Божью руку, как малое дитя цепляется за руку взрослого, идя по опасной тропе. Однако теперь Иеремии кажется, что Бог не только не протягивает ему Свою руку, но и преграждает ею дорогу.
Как и остальные люди в Иудее, Иеремия состарился за время осады Иерусалима (ст. 4, 5). Из-за нехватки пищи и воды плоть его усохла, и от него остались лишь кожа да кости. Он превратился в морщинистого старика. Вокруг него были одни лишь тяготы и крайнее истощение.
Отвернувшийся от нас Бог готовит нас к тому, чтобы мы увидели Его лицо. Можно предположить, что в стихах 7-9 говорится о бедах пророка во время двухлетней осады Иерусалима вавилонской армией, но не исключено, что в них описываются и его переживания в темнице. Его окружили стеной, сковали цепями, завалили огромными глыбами камней. И как бы громко он ни кричал и ни молил, Бог, казалось, ничего не слышал. Не иначе как Он отвернулся и от Своего пророка, и от Своего народа.
Бог был ему поддержкой и силой, его главнокомандующим, который приказывал ему идти вперед. Иеремия всегда старался повиноваться Ему, даже когда это было труднее, чем ослушаться. Теперь же Бог, казалось, был вроде затаившегося в засаде медведя или льва, готового внезапно напасть на него и растерзать. Он чувствовал себя мишенью, в которую Бог пускает стрелы (ст. 10-13).
Когда мы становимся посмешищем для других, это готовит нас к тому, что Бог будет к нам благожелателен. Собственный народ Иеремии насмехался над ним и слагал о нем песни, которые высмеивали его. Свою горечь по этому поводу он сравнивает с горечью напитка из полыни, которым напоили его. Горький привкус во рту - это горечь его души (ст. 14, 15).
Жажда Бога готовит нас к утолению ее Богом. Стихи с 16 по 18 наиболее сильно и ярко описывают страдания Иеремии. Голодные люди станут есть опилки, сухие листья и даже землю. Разве не был он настолько голоден в заточении, что ел землю вместе с камнями? Возможно, когда его бросили в тюрьму и кормили только хлебом и водой (Иер. 37:21), хлеб ему кидали прямо в ту жидкую грязь, в которой он сидел. Если так, то ему, по всей вероятности, приходилось есть этот хлеб пополам с землей и всем прочим, ломая и стирая зубы. Он был покрыт пеплом (или его заставили валяться в золе), что указывает на униженное, отчаянное положение.
Нет ему ни мира, ни благоденствия, ни надежды, ни силы - четырех вещей, к которым стремится и в которых нуждается каждый человек. Все погибло в той катастрофе, которую послал Господь. Труднее всего было снести утрату надежды. Без остальных трех вещей можно прожить какое-то время, если виден проблеск надежды в будущем. Надежда - это свет в конце туннеля. Если есть надежда, то мир, благоденствие и сила могут и подождать. Иеремия на себе испытал безнадежность, которая, как туча обреченности, нависла над народом Иудеи.
ПРОБЛЕСК НАДЕЖДЫ
Когда уже казалось, что Иеремия вот-вот захлебнется в своей боли, когда силы и надежда оставили его, надежда вдруг солнечным лучиком прорывается сквозь черные тучи. “Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. Твердо помнит это душа моя, и падает во мне. Вот, что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю” (3:19-21).
Как он обрел надежду? Он вспомнил о Боге. Само упоминание имени Господа, очевидно, оживило его память. Он возопил к Богу: “Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи”. Даже в глубоком горе, которое временно преграждало ему путь, он все равно вспомнил о Боге и сумел преклониться перед Ним.
В Боге всегда есть надежда. Воспоминание о Боге вновь зажгло в душе Иеремии пламя надежды. Надежда стала той пристанью, к которой он смог пришвартовать свой разбитый корабль жизни, пока не появится возможность отремонтировать его.
О ЧЕМ ЭТА КНИГА?
Приходилось ли вам страдать, чувствуя безнадежность своего положения? Знакомы ли вам душевные терзания от пронзительного чувства беспомощности при виде страданий любимого человека? Задавались ли вы вопросом, справедливо ли страдание безвинного?
Иеремия предпринял два действия, которые помогли ему справиться со своими душевными муками и увидеть надежду на горизонте. Во-первых, он высказал свое горе. Д-р Билл Флэтт выделяет десять шагов, которые помогают справиться с горем. Среди них - необходимость выговориться, выразить его. В первых восемнадцати стихах главы 3 Иеремия выражает свое горе. Когда мы изливаем свои чувства другу или наставнику, это позволяет нам дать выход враждебности и горечи. Когда это уже не стоит у нас на пути, мы способны увидеть восходящее на далеком горизонте солнце выздоровления.
Если вы хотите помочь кому-то пережить трудное время, лучшее, что можно сделать, это просто слушать. Дайте ему выразить свои чувства. Порой даже совсем не нужно ничего говорить - достаточно проявить сочувствие, любовь и заботу о нем.
Во-вторых, Иеремия рассказал о своих страданиях Богу. Он вспомнил, что Бог вечносущен. В страдании нам одиноко, потому что, кажется, мало кто понимает нас. Но у нас есть Тот, кто понимает. Он испытал те мучения и то одиночество, которые могут выпасть на долю каждого. “Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь” (Евр. 2:18). Поэтому Евр. 4:16 призывает нас: “Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи”.
Бог заботится больше о вечной душе, чем о физической жизни. Его совет относительно страдания мы находим в Его Слове:
«С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения [проходите через всякие испытания; Современный Перевод], зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2-4).
Испытания и страдания производят нечто такое, что имеет вечную ценность, которая дает нам совершенство и полноту. Может быть, это происходит потому, что они помогают нам сопереживать страданиям Христа, благодаря которым у нас появляется возможность предстать перед Богом совершенными во всей полноте. Мы христиане, и нам назначено быть причастниками Его страданий.
Даже страдание безвинных имеет смысл, хотя этот смысл может поначалу и ускользать от нас. Мы не выдержим жизненных испытаний, если будем защищены от всякой боли, кроме той, которую сами навлекаем на себя своими неправильными поступками. Страдание укрепляет, готовит и вооружает нас для будущих сражений.
Все во власти Божьей, и Он знает, что делает. Тот, кому была известна Божья неослабная забота обо всех, сказал: “Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас” (1 Пет. 5:6, 7). Не так важно знать причину наших страданий, как иметь того, на кого можно опереться в трудное для нас время.