Найти тему
Классическая ГИТАРА

Как джазовая группа совместно играет и импровизирует, чтобы не производить какофонию?

Есть несколько способов сделать это. В «мейнстриме» джаза, произошедшем от бибопа, несколько вещей не дают музыке скатиться в хаос.

Во-первых, группа не просто играет совершенно свободно импровизированную музыку — она играет конкретную мелодию. Для случайного слушателя это может быть не сразу очевидно. Все в группе следят за сменой аккордов, даже если они могут импровизировать вокруг них. Это помогает предотвратить ужасные «столкновения», например, когда два человека вдруг играют уже в совершенно разных тональностях.

Другой фактор заключается в том, что обычно в любой данный момент времени есть только один главный импровизатор. За исключением моментов, когда вся группа играет заранее составленную аранжировку мелодии (обычно, но не всегда — ту часть, которая называется «темой»). Главный импровизатор играет так называемое «соло», а другие участники группы могут играть разные роли, пока это происходит.

Если это ритм-секция, которая в обычном джазе включает басиста, барабанщика и клавишника, они обычно не стремятся «соревноваться» с солистом, а поддерживают его. Таким образом, клавишник будет подкладывать различные гармонии под солиста, но обычно не запускает собственное полноценное соло вместе с ним.

Другие участники группы могут вообще не играть во время упомянутого соло. По крайней мере, когда кто-то играет соло, никто другой точно не солирует.

Музыканты ритм-секции обычно немного импровизируют при смене аккордов. Насколько свободно они это сделают, зависит от реакции других игроков. Например, саксофонист Лу Дональдсон очень не любил импровизационную игру на басу, когда сам играл соло. Он предпочитал, чтобы басисты просто поддерживали гармонию и ритм, а не пытались навязать свою игру.

Но в трио Билла Эванса сам Эванс обычно поощрял других игроков свободно играть вместе с ним, что позволяло добиться более «демократичной» договорённости. Это началось с его знаменитого, но трагически недолговечного трио с бас-гитаристом Скоттом Лафаро и барабанщиком Полом Моушеном. Записи этой группы показывают, что у них была сверхъестественная способность слушать друг друга и импровизировать как ансамбль.

Но я хочу сказать, что эти практики существуют только для того, чтобы группа заранее знала, как они будут импровизировать. Чтобы все понимали, что от них ни в коем случае не ожидается, что они будут непрерывно импровизировать всё время. Когда вы знаете формат «тема - соло - тема» и знаете, кто и где будет солировать, вам не нужно смотреть и слушать как ястреб, чтобы результат не превращался в «какофонию».

Традиционный джаз, который звучал в самом начале XX века, на самом деле предполагал больше коллективной импровизации, чем более поздний джаз, такой как бибоп. Способ, которым они избегали ужасных гармонических «столкновений», заключался в том, что их мелодии были гармонически довольно простыми. Поэтому для хорошего музыканта было относительно легко сыграть что-то, что хорошо звучало бы совместно со всеми остальными, и было легче понять, где вы были в пьесе.

Точно так же в 1960-х некоторые музыканты, такие как Орнетт Коулман и Джон Колтрейн, разработали фри-джаз, в котором все более или менее постоянно импровизировали. И это не полностью избавило от того, что некоторые люди считают «какофонией».

Теперь, на практике, разные группы и разные музыканты по-разному организуют себя и свою музыку. Некоторые музыканты предпочитают импровизировать в достаточно строгом формате. Остальные просто хотят поиграть.

Опять же, от фри-джаза отличается «свободная импровизация» — музыка, которую я играл с другими людьми последние семь лет.

Разница между фри-джазом и свободной импровизацией довольно тонка, и её бывает трудно уловить. Но во фри-джазе по-прежнему существует тенденция подходить к музыке, как это сделал бы джазовый исполнитель, будучи в первую очередь заинтересованным в создании мелодического, гармонического и ритмического баланса в рамках джазовой идиомы. Тогда как в свободной импровизации весь смысл состоит в том, чтобы играть всё, что угодно. Если вы хотите относиться к своей электрогитаре как к ударному инструменту или «источнику звука» — пожалуйста.

Как, спросите вы, избежать какофонии? Ответ: иногда хочется какофонии. Но в свободной импровизации нужно слушать друг друга.

Плохая свободная импровизация всегда имеет один и тот же формат: очень тихое начало, движение к большому дружному «гудению», а затем снова тишина. Хорошая свободная импровизация неотличима от заранее сочинённого музыкального произведения. Это просто импровизация.

Группа, с которой я играю, за эти годы принимала различные стратегии. Многие из них были обычным явлением в сообществе свободной импровизации. Среди них есть следующие.

  • Одновременно могут играть не более оговорённого количества людей. В качестве альтернативы, одновременно могут играть не менее оговорённого количества людей: если вы заметили, что количество играющих упало ниже оговорённого, начните играть.
  • Выберите другого игрока и станьте его «тенью»: играйте только тогда, когда играет он. Если он перестанет играть, остановитесь. Как вариант, играйте только тогда, когда он не играет, а если он начнёт играть, остановитесь.
  • Следующая импровизация будет длиться, например, 90 секунд. Когда время истечёт, просто перестаньте играть. Это действительно фокусирует ваш разум и предотвращает «многословие».

Существует множество стратегий, позволяющих не дать свободной импровизации превратиться просто в случайный шум. Некоторые из них собраны в специальных руководствах по этой теме.

Я играл свободную импровизацию с гораздо более опытными и образованными музыкантами, чем сам. Несколько раз — с абсолютными мастерами. А иногда и с людьми, которые почти не умели играть.

Одна из странностей импровизации заключается в том, что её качество не полностью зависит от вашей общей музыкальности. Очевидно, что если у вас действительно хороший слух и вы можете сыграть всё, что захотите, это помогает. Я тренируюсь, чтобы уметь это делать. Быть хорошим слушателем и иметь хорошее воображение бывает более полезно, чем способность нарезать безумно неистовую сонату Хиндемита...

Люди, которые пытаются свободно импровизировать, относясь к остальной группе исключительно как к своим бэк-музыкантам и всегда играя длинное соло, обычно не получают одобрения. Научиться общаться с другими музыкантами — это бесконечный процесс. Иногда наилучший момент — это когда кто-то что-то играет, а затем наступает пауза... И все в комнате просто осознают, что это был конец.

По материалам публикации (англ.).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц